29.08.2019
культура: По звучанию и по общему настроению Ваш последний альбом очень сильно отличается от того, что Вы делали, будучи вокалистом Nazareth. На пластинке ярко выражены кельтские мотивы, поданные в глубоко лиричной, порой даже умиротворенной манере. Это было сделано намеренно или так получилось само собой?
Маккаферти: Думаю, и то и другое. С одной стороны, проведя долгие годы в Nazareth и отойдя от дел по состоянию здоровья (несколько лет назад у вокалиста была диагностирована эмфизема легких. — «Культура»), не мог не почувствовать острой необходимости выразить себя как-то иначе. Да и потом, сделай я диск примерно в той же стилистике, что и мои бывшие коллеги, он неизбежно был бы воспринят как некая калька с нашего хард-рокового прошлого. Этого мне хотелось меньше всего, поскольку конкурировать с парнями никогда не входило в мои планы.
А с другой стороны, элемент спонтанности в работе над записью тоже присутствовал. Ведь я шотландец, и этого фактора избежать не получилось бы даже при всем желании. Так что кельтские мотивы, звучащие в обрамлении обязательных волынки, скрипки и аккордеона, — такая же неотъемлемая часть моей сущности, как и рок-н-ролл.
культура: Почему название альбома звучит столь пессимистично — неужели это действительно Ваше завещание?
Маккаферти: О, конечно, хотелось бы надеяться, что нет. Но опять же, посудите сами: мне скоро стукнет 73, я уже не первой молодости парень. Так что давайте пока отнесемся к надписи на конверте просто как к названию, а далее — все в руках Господа.
культура: Связываете ли Вы с этой пластинкой какие-то далеко идущие планы? Будете ли ее раскручивать, предпримете серию концертов? И вообще, увидим ли мы когда-нибудь в обозримом будущем Дэна Маккаферти на сцене? Или эта часть артистической деятельности осталась для Вас в прошлом?
Маккаферти: По большому счету, для меня, как и для поклонников, выступления, крупные гастрольные поездки, бесконечная смена отелей, райдеров и прочего — это уже, действительно, история. Само собой, не хотелось бы ставить жирный крест на моей сценической работе, поэтому не исключено, что с несколькими концертами я все же выступлю. Допустим, в таком формате: песен шесть-семь исполню я, а другую половину предоставлю какому-нибудь приглашенному вокалисту. Поскольку твердо отдаю себе отчет: полноценную программу на должном уровне вряд ли вытяну.
Но в студию наведываться время от времени собираюсь. Ведь одно дело — записать песню, пусть даже альбом, имея возможность сделать несколько дублей, и совсем другое — колесить по белу свету, понимая, что люди, заплатившие деньги, приходят не столько послушать, сколько поглазеть на тебя. Этого я допустить не могу.
культура: В прошлом году группа Nazareth выпустила первый альбом без Вашего участия «Tattooed On My Brain». Как оцениваете работу преемника, Карла Сентанса?
Маккаферти: Весьма положительно. Я присутствовал на сессиях звукозаписи и был весьма удовлетворен. Голос у Карла мощный, уверенный и напористый, да и друзья не утратили того драйва, который в свое время прославил Nazareth . Мне кажется, «Tattooed On My Brain» — замечательный альбом.
культура: По старым добрым «назаретовским» временам не скучаете?
Маккаферти: А то! Буквально каждый день. Да и может ли быть иначе, ведь с этой командой связана львиная доля моей жизни. У нас были разные периоды — удач и промахов, чартовых успехов и пребывания в забвении, — но я безмерно горжусь тем, что был важной частью группы. Со всеми парнями поддерживаю прекрасные отношения.
культура: Nazareth — без преувеличения самая знаменитая шотландская рок-группа. Давайте о Шотландии и поговорим. Как Вам периодически дающая о себе знать тема независимости? Ведь все эти референдумы пока ни к какому внятному результату не привели...
Маккаферти: С одной стороны, если граждане хотят независимости — дайте им ее. Но, как вы сами прекрасно знаете, есть те, кто над этой темой вовсе не задумывается. Это, в западном понимании, и называется демократией.
Однако вот что скажу. По моему разумению, демократия коренится еще и в том, что происходит в твоей собственной голове. И в этом смысле, шотландцы всегда чувствовали себя независимыми людьми. А уж где там ставить какие-то закорючки на официальных бумагах — пусть этим занимаются политики.
культура: История Шотландии, кстати, — это не только летопись гордого и независимого народа. Это еще и история, окутанная весьма романтическим флером. Недаром постоянно выходят фильмы, посвященные героям-горцам, — об Уильяме Уоллесе, Роберте Брюсе, Робе Рое Макгрегоре. Воспринимаете подобные кинематографические откровения Голливуда всерьез? Или процент антиисторичности в них реально зашкаливает?
Маккаферти: Мне кажется, для голливудских заправил фактор «историчности» и правдоподобности при создании такого рода фильмов не столь важен. Равно как и для большинства зрителей. Художественные кинопроизведения делаются прежде всего для того, чтобы посетителям кинотеатров было интересно. И, по-моему, с этой задачей истории про героев Шотландии в целом справляются.
Да, конечно, режиссерам, продюсерам и актерам неплохо было бы поглубже ознакомиться с историческими фактами, поднять матчасть, как говорится. Но в конечном итоге это всего лишь шоу-бизнес, верно? А его сегодня можно лепить из всего, что душе угодно. Посему к подобным вольным прочтениям привык относиться спокойно.
культура: Позвольте такой провокационный вопрос. Реально ли быть шотландцем и при этом не любить виски?
Маккаферти: Едва ли. Что касается моих личных взаимоотношений с данным напитком — что ж, я люблю его. Но, похоже, ему не особо нравлюсь (смеется). Поэтому предпочитаю водку, однако в весьма умеренных количествах. Да и в целом мой роман с алкоголем, если и был таковой, остался в далеком прошлом.
культура: Существует такая полулегенда, что однажды, в 1980-х, вокалист группы Guns N’Roses, Эксл Роуз, будучи большим поклонником Nazareth, пригласил вас к себе на свадьбу. Почему отказались от предложения?
Маккаферти: А-а, я наслышан об этой истории. Скорее даже не столько о ней самой, сколько о том, как ее интерпретируют в интернете. Мол, гордые шотландцы решили проигнорировать одного из самых популярных рок-вокалистов на тот период. Ничего подобного. Дело было так. Парни из Guns N’Roses посетили наше шоу, после чего Эксл подошел ко мне и сказал, что был бы рад видеть нас на своей свадебной церемонии. Назвал дату. И тут я: «Парень, в это самое время мы будем находиться в европейском туре, а оно, подозреваю, продлится немного дольше, чем будет проходить ваше бракосочетание. Не обессудь». Так что все куда прозаичнее, чем это подается в СМИ.
культура: Если бы действительно существовала такая штука, как «Рок-н-ролльный телефон» («Rock’n’Roll Telephone» — последний на сегодняшний день альбом Nazareth, в котором Дэн Маккаферти принял участие. — «Культура»), какое бы послание Вы передали по нему молодым музыкантам, мечтающим пробиться к славе и признанию?
Маккаферти: Едва ли бы оно отличалось какой-то оригинальностью и уникальностью. Я бы просто сказал: продолжайте заниматься любимым делом, верьте в себя, и однажды удача улыбнется вам. Банально? Возможно. Но практика показывает, что только те, кто не сдаются, в конце концов срывают банк. Если вы неуклонно идете к поставленной цели, то рано или поздно, помимо вас самих, найдутся и те, кто так же искренне поверит в ваши творческие начинания. Места под музыкальным небосклоном хватит для всех.
культура: Вы неоднократно бывали в России. Какие впечатления от нашей страны?
Маккаферти: С момента моего первого посещения России могу отметить главное: сегодня это совсем другая страна, за исключением лишь одного важного обстоятельства — она как была необъятной, такой и осталась. Это и делает ее уникальной: вне зависимости от того, где находишься — в Москве или на Камчатке, в Санкт-Петербурге или в Сибири, в Рязани или Самаре. Понимаешь: это одна географическая территория, но при этом чувствуешь — каждый уголок России неповторим. Это, пожалуй, самая мультикультурная страна в мире, в которой живут удивительные и замечательные люди. Очень надеюсь, что смогу приехать к вам в гости еще не раз.
Фото на анонсе: Игорь Зарембо/ТАСС