«Беспринцыпная» Анна

Ксения ПОЗДНЯКОВА

24.03.2019

В кинотеатре «Пионер» прошла презентация клипа на песню Бориса Гребенщикова «Темный, как ночь». Сценаристом выступил писатель Александр Цыпкин, воспринявший композицию БГ как хороший повод рассказать историю современной Анны Карениной.

Благодаря этому название сменило мужской род на женский, а восьмиминутное видео «Темная, как ночь» превратилось в вольную экранизацию Льва Толстого. Вместо видеоряда получился микрофильм (режиссер Радда Новикова, артисты Юлия Пересильд, Максим Суханов, Ингеборга Дапкунайте и Константин Хабенский), который смотрится как захватывающая полнометражная современная драма. Сочетание того, что происходит на экране, со словами песни, на первый взгляд, может показаться абсурдным. Но по мере того как сюжет набирает обороты, об этом перестаешь задумываться. Вот мнение БГ: «Страшно интересно дать песне рождение и посмотреть, как она будет жить сама. Что люди из нее сделают, что они о ней будут думать, как она впишется в другой мир? Эксперимент, по-моему, удался, потому что Саша написал сценарий, нашел актеров. В общем, получилась вся вот эта фантастическая солянка, к которой я не имею отношения, а песня моя уживается с ней абсолютно спокойно».

Александр Цыпкин, отвечая на вопрос об отношении клипа к модному феминистическому дискурсу, разумеется, отнекивается. Но пиарщик всегда остается пиарщиком и держит руку на пульсе, чутко улавливая ожидания публики и направление социальных ветров.

От первоисточника в «темной, как ночь» «Карениной» уцелел только любовный треугольник: Анна — ​Вронский — ​Каренин. Лев Николаевич так точно передал отношения между мужчиной и женщиной, что обозначенная им геометрия страстей привлекает интерпретаторов вновь и вновь.

Анна (Юлия Пересильд) мечтает уйти от мужа (Максим Суханов) к любовнику (Матвей Лыков). Но тут выясняется, что ни одному, ни другому она по-настоящему не нужна. Законный супруг, не простивший измену, грозит тюрьмой, а в ответ на замечание: «Я же мать твоего сына», жестко парирует: «Пока мать». Вронский теряет к ней всякий интерес, подыскивает новую пассию и готовится за деньги поделиться подробностями их с Анной романа с желтой прессой, а бывшей возлюбленной советует сходить на йогу или к модному психотерапевту Лабковскому. К тому же подруга-журналист, руководитель модного информационного портала, эдакая современная версия Бетси Тверской в исполнении Ингеборги Дапкунайте, устраивает Карениной настоящую травлю в Сети. Казалось бы, положение безвыходное, да и Лев Николаевич обязывает — ​срочно под поезд. Только не нужно забывать, что мы все-таки живем в XXI веке, где женщина не только шпалоукладчица, но и тот самый паровоз, который вперед летит. Более того, где остановка, решать ей самой.

В 2017 году, снимая свою версию «Анны Карениной», Карен Шахназаров создал образ женщины-войны, безжалостно сметающей все на своем пути. Уже тогда было интересно наблюдать, как в современном мире оценивают поступки толстовской героини. «Такая женщина, как Анна, не пошла бы ни у кого на поводу. По сути, ее характер самый сильный в романе, намного сильнее, чем у Вронского и Каренина. У Толстого не зря написано, что в финале у Анны торжествующий взгляд. Она бросается под поезд не потому, что ее общество отвергло, да плевать она на них хотела, ей важно наказать Вронского. И ей это удается», — ​говорил в интервью Карен Георгиевич.

Создатели «темной» Карениной пошли еще дальше. Лишившись благодаря автору «Беспринцыпных чтений» любых намеков на принципы, Анна объявляет войну всем, кто посмел причинить ей боль. И уж поверьте, мало никому не покажется. Управа найдется на всех. Мужа ждет обыск и прогулка в тюрьму (от суммы и тюрьмы, как говорится, не зарекайся, и не угрожай посадить, если не можешь). Лучшая подруга будет выставлена на поругание всего интернета, сама же говорила «свобода не выбирает, кого мочить». Вронского Анна и вовсе сталкивает на рельсы, ведь, перефразируя другого классика, если в кадре есть поезд, он должен кого-то переехать.

Когда в финале Каренина остается на перроне одна и снимает темные очки, возникает мысль, что, может быть, как раз окружение сделало ее «темной», и теперь, порвав с прошлым, Анна в отсутствии любви и смерти найдет свой путь, не запасной. При этом в голове непроизвольно начинает звучать другой хит БГ: «Этот поезд в огне, и нам некуда больше бежать, эта земля была нашей, пока мы не увязли в борьбе…», и вспоминается, как на пресс-конференции Цыпкин и Гребенщиков отметили, что у Бориса Борисовича более шестисот песен. Так что очень возможно, нас ждет продолжение проекта.