Варвара Визбор: «Песни моего дедушки хорошо звучат в любом стиле»

Денис БОЧАРОВ

03.08.2018

С 6 по 12 августа на территории столичного дизайн-завода «Флакон» состоится фестиваль Summer Sound, в рамках которого выступят более двадцати артистов, представляющих самые разные направления современной российской сцены. Одним из главных участников станет Варвара Визбор, чей концерт запланирован на 8-е число. Корреспондент «Культуры» пообщался с талантливой артисткой, внучкой поэта Юрия Визбора.

культура: В чем особенность фестиваля? Какую программу подготовила для него Ваша группа?
Визбор: Главная отличительная черта Summer Sound — подкупающая эклектичность музыки. Там будет все: от джаза до панка. А атмосфера оупен-эйра, по определению подразумевающая хорошее, расслабленное летнее настроение, думаю, только усилит приятные эмоции.

В рамках фестиваля мы выступаем уже второй год, на предстоящем мероприятии исполним любимые композиции из наших трех альбомов и, возможно, подготовим пару сюрпризов.

культура: В 2015-м Вы собрали новый коллектив, выступающий с тех пор под Вашим именем. Что-нибудь кардинально изменилось в творческой жизни, по сравнению с предыдущим периодом?
Визбор: Мне по душе стабильность и доверительная, дружеская атмосфера, сложившаяся в группе. В таких условиях легко и приятно придумывать что-то новое, репетировать, концертировать, записываться — словом, творить в разных сферах, которые артистическая деятельность и подразумевает.

А еще радует продуктивность. Так удачно сложилось, что за последние три года мы создали три альбома. В год по диску — такое в наше время редко бывает, согласитесь. На данный момент я записала практически все, что хотела, и поэтому сейчас мы открыты для гастрольных предложений. Хотя работа над новым материалом параллельно все равно в том или ином режиме ведется.

культура: Почему, будучи внучкой классиков отечественной бардовской песни Юрия Визбора и Ады Якушевой, Вы отдали предпочтение джазовой эстетике?
Визбор: Несмотря на то, что произведения бабушки и дедушки всегда со мной, мне хотелось немного переиначить, что-то в них добавить, напитать новыми красками.

А джаз, применительно к тому, что делаем мы, — это громко сказано. Я просто люблю живую инструментальную музыку, поэтому все мои предпочтения так или иначе связаны с ней. А они весьма разнообразны и вариативны: рок, ритм-энд-блюз, фанк, диско, соул — все это в лучших своих проявлениях мне по душе. Единственное, что не близко, — это, пожалуй, панк. К нему сердце не лежит.

культура: Если исходить из того, что главным мерилом хорошей песни является запоминающаяся мелодия и грамотный текст, давайте немного пофантазируем. Если бы возникла шальная идея сделать трибьют-альбом визборовских сочинений, выдержанных абсолютно в разных жанрах — от реггей и блюграсс до хард-рока и хип-хопа, — прокатила бы такая тема? Или сама мысль об этом кажется кощунственной?
Визбор: Интересный вопрос. Мне кажется, никаких границ в этом смысле не существует. Конечно, то, что хорошую песню ничем не испортишь, — миф. Это как раз проще простого. Однако, если предположить, что в подобном гипотетическом трибьют-проекте принимали бы участие команды и исполнители, искренне любящие и понимающие творчество Юрия Визбора, результат мог бы получиться вполне достойным. Его песни хорошо бы прозвучали в самых разных, даже прямо противоположных стилях.

культура: То есть, условно говоря, «Домбайский вальс» в жанре хэви-метал не покоробил бы?
Визбор: Лично меня — нет. Если, повторюсь, это сделано профессионально, искренне и со вкусом.

культура: А как сам Юрий Иосифович относился к поп-культуре?
Визбор: За работой он любил слушать радио, порой ловил волны, на которых звучали западные мотивы. Особое предпочтение отдавал композициям в жанре босса-нова.

Вообще дед был открытым музыкальным впечатлениям человеком, однако подлинных историй о его любви к какому-то конкретному эстрадному или поп-исполнителю — будь то зарубежному или отечественному — не сохранилось. По крайней мере, я их не знаю. Об этом сегодня можно только размышлять и догадываться.

культура: Три года назад Вы принимали участие в шоу «Голос». Что побудило к этому шагу?
Визбор: Посоветовали родственники. Идея исходила от них — я прислушалась, решила попробовать. Для меня как исполнителя возможность побороться со своим волнением (а я очень переживала), выступить на большой сцене — было бесценным опытом.

культура: Не кажется ли Вам, что само понятие «голос» следует несколько расширить в смысловом отношении? Как показывает практика шоу, вкладывается прежде всего техническая сторона — сильная глотка, форсированная подача, многочисленные октавы и так далее. Но ведь только этим умение петь не ограничивается...
Визбор: Думаю, это шоу не случайно так называется — оно прежде всего о голосах, могучих и звонких, а не об умении петь в самом широком смысле этого слова.

Да, «голос» — это не только диапазон. Для меня такие аспекты, как личность, харизма, характер исполнителя, всегда стоят на первом месте. Но для того, чтобы все это оценить, артиста нужно видеть. А в данном случае мы говорим прежде всего о шоу. И в этих «слепых прослушиваниях», как мне кажется, главный элемент шоу и заключается.

культура: В следующем году Юрию Визбору исполнилось бы 85 лет. Понятно, что об этом еще рано говорить, но какие-то задумки по празднованию наверняка уже имеются...
Визбор: Само собой. Но о них, как Вы верно заметили, рассказывать еще время не пришло (улыбается). Конечно, мимо этой даты мы не пройдем, обязательно будем отмечать. И мне лично очень бы хотелось проявить себя, сделать что-то особенное. Надеюсь, получится.

культура: Вопрос немного наугад. Как Вы относитесь к спорту? Ведь Ваш дедушка, насколько известно, был к нему неравнодушен.
Визбор: Ну почему же наугад? Очень хорошо отношусь, сама с удовольствием занимаюсь. Недавно, например, открыла для себя сноуборд. В нем эстетика гармонично уживается с экстримом, а созерцание дивных видов горной природы — с фактором преодоления себя. Подобные сочетания весьма созвучны моему характеру.

Ну а если вы еще и о недавно утихнувших футбольных страстях... Знаете, никогда не была футбольным болельщиком — скорее, наоборот. Фанатизм, порой за гранью здравого смысла, всегда отрицала. Но, посмотрев пару матчей, удивилась самой себе: насколько это было порой интересно и захватывающе.

культура: Ваш последний альбом называется «Многоголосье». Музыковедческий термин. Но есть и другой — унисон. Оба слова подразумевают гармонию, просто она достигается разными способами. Если применить эти понятия к современным реалиям — как миру удастся быстрее и вернее достичь гармонии: при помощи слаженного «пения» на голоса или уверенного — в тонику?
Визбор: Как интересно вы поворачиваете, рассматривая эти слова через политическую призму... Главное, что ни многоголосье, ни унисон не допускают диссонанса — поэтому, мне кажется, договориться можно обоими способами. Другое дело, что при разложении на голоса сохраняется индивидуальность каждого присутствующего в хоре, но возникает нечто объединяющее всех участников, и притом красивое. Так что пусть все-таки будет многоголосье.


Фото на анонсе: Ульяна Соловьева/РИА Новости