Питер Филлипс: «Музыку Ренессанса исполнять трудно»

Евгения КРИВИЦКАЯ

10.02.2012

Для поклонников ренессансной вокальной музыки англичанин Питер Филлипс — поистине гуру.

Основатель и бессменный руководитель ансамбля Tallis Scholars, в активе которого более 50 дисков на престижных лейблах и почти 2000 концертов, популярный музыкальный критик газеты The Spectator и владелец престижного журнала The Musical Times, Филлипс посетил Московскую консерваторию. Где в течение нескольких дней посвящал молодых вокалистов в тайны интерпретации старинной музыки.

культура: Вы уже в четвертый раз приезжаете в Московскую консерваторию и готовите концертные программы с российским ансамблем «Интрада». Ваши впечатления?

Филлипс: Великолепно звучат голоса, но есть проблемы с артикуляцией текста. Итальянские гласные должны произноситься светлее, четче. И петь музыку XVI века надо строже, без вольнодумств и фантазий эпохи барокко. Это совершенно разные манеры: Ренессанс требует большей дисциплины.

культура: В чем актуальность музыкального наследия Ренессанса?

Филлипс: Это великолепная музыка. Ее главная и вечная ценность — в высокой духовности. Если ее хорошо исполнить, то она доставит не меньшее наслаждение, чем игра симфонического оркестра.

культура: Вы объездили весь мир, от Китая до США. Есть ли разница в восприятии публики, когда Вы исполняете малознакомые ей сочинения Таллиса, Лассо, Палестрины?

Филлипс: Хуже всего было в Марокко… Да, представьте, мы добрались даже до Африки. Зато не так уж часто выступаем в Германии: там публика предпочитает слушать своих композиторов — Шютца, Баха, а это уже другое время. В нашем репертуаре преобладают итальянские, фламандские, английские авторы. Поэтому лучше всего нас принимают в Италии, Испании, Англии. Что касается России, то здесь чувствую большой интерес слушателей, особенно студентов, к этому пласту европейской культуры. Но конечно, воспринимается он непросто, ведь на Западе музыка Депре и других композиторов постоянно звучит в церкви во время литургии, есть определенный слуховой опыт. В России только начинают открывать для себя вокальное наследие Возрождения.

культура: А есть ли в Вашем репертуаре русская духовная музыка?

Филлипс: Да, мы с ансамблем записали сочинения Бортнянского, Стравинского. Но потом возникла проблема с авторскими правами со Стравинским, и диск изъяли из продажи.

культура: По какому принципу Вы строите свои программы?

Филлипс: Поскольку мы исполняем духовную музыку в светских концертах, то главное, чтобы люди не уставали. Главный принцип — максимальный контраст. Я часто включаю сочинения современных авторов, например, Арво Пярта. Джон Тавенер написал специально для Tallis Scholars произведение для хора и чтеца. На премьере, состоявшейся в Национальной картинной галерее в Лондоне, в роли чтеца выступал Стинг, в Нью-Йорке — Пол Маккартни. Это был интересный опыт.

культура: Вам не тесно в рамках старинной музыки?

Филлипс: Нет, я узкий специалист, моя профессия — воспитывать певцов.