Концерт для Филиппенко с оркестром

Евгения КРИВИЦКАЯ

17.08.2012

Молодежный симфонический оркестр Поволжья отметил свое 10-летие фестивалем «Классика Open Fest».

Каждое лето в Тольятти приезжают десятки молодых музыкантов. Пока их сверстники нежатся на пляже, ребята в течение трех недель вкалывают по десять часов в день, готовя концертные программы и постигая нелегкую науку игры в оркестре. А четыре года назад у МСО появился младший брат — Юношеский оркестр Поволжья, где играют артисты-школьники. Дети — народ подвижный, заводной, поэтому для них придумали нестандартные проекты: концерты в спорткомплексе «Аквалэнд», на площади перед зданием городской Думы. С ними выступали танцоры из Ассоциации брейк-данса Тольятти, джаз-фолк группа «Матрёха»… Эксперименты, поиски новых путей для продвижения в массы классической музыки — важная часть деятельности этой летней академии.

Двигателем и катализатором всего являются два человека, стоящие у истоков рождения МСО Поволжья: Лидия Семенова, ныне руководитель Тольяттинской филармонии, и профессор Московской консерватории Анатолий Левин, известный дирижер, много лет работающий с различными юношескими коллективами. И долголетие МСО, и насыщенный яркими событиями фестиваль «Классика Open Fest», несомненно, подтверждают успешность нынешней команды. Следует подчеркнуть просветительский и воспитательный аспект проекта: ребятам оплачивают проезд и проживание, на большинство концертов вход свободный. Финансирование ищут и в городе, и в области, обращаются к спонсорам.

В МСО Поволжья воспитывают не только оркестровых дел мастеров, но и молодых дирижеров. Кризисом личностей тут и не пахнет. На юбилей съехались старожилы, те, кто с МСО все десять лет, кто уже имеет лауреатские звания, консерваторские дипломы, признание и публики, и критики.

Они вышли на площадь перед тольяттинским Спасо-Преображенским собором: сосредоточенный Андрей Рубцов, статный Валентин Урюпин, воздушный, как эльф, Максим Емельянычев и младший — харизматичный 18-летний Тимур Зангиев. Выбор сочинений русских классиков оказался попаданием «в десятку». Тут и фрагменты из «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова, где «белка песенки поет и орешки все грызет», и богатырская эпика Первой симфонии Калинникова. С благоговейной восторженностью прозвучал у протоиерея Петра Акимова романс Чайковского «Благословляю вас, леса», а дивное сопрано Тамара Кливаденко перевоплотилась в свою героиню, мученицу Иоанну д’Арк из «Орлеанской девы» Чайковского.

Исполнение русской музыки на территории храма благословил владыка Сергий, митрополит Самарский и Сызранский. Вход на концерт был свободный — Министерство культуры Самарской области поддержало фестиваль и выделило средства, чтобы максимальное количество жителей смогло побывать на этом грандиозном действе. Торжественная увертюра «1812 год» Чайковского сейчас исполняется довольно часто, однако в Тольятти нашли чем удивить. Выбрали редко звучащую версию с хором и кинули клич по городу через социальные сети, радио и телевидение: все желающие, необязательно профессиональные музыканты, смогли заранее получить ноты и принять участие в концерте. Костяк хора составили певцы из тольяттинских клиросных хоров Преображенского, Центрального, Тихоновского благочиний. Когда в победительном финале увертюры зазвучала звонница Спасо-Преображенского собора и хор грянул гимн «Боже, царя храни», казалось, что происходит настоящий молебен во славу русскому воинству.

Этим грандиозным концертом отметили сразу две даты: 200-летие победы над Наполеоном и 275 лет с момента основания Ставрополя-на-Волге —Тольятти.

«Классика Open Fest» объединяет музыку с другими видами искусств, например, с театром. «Поисками живой души» народный артист России Александр Филиппенко занимается с 1999 года. За эту гоголевскую программу он получил Госпремию, однако продолжает ее шлифовать. Соединение гениальных текстов «Мертвых душ» и «Театрального разъезда» с фрагментами музыки Альфреда Шнитке к «Ревизской сказке» Юрия Любимова стало счастливой находкой. Музыкальные интонации, ритм заставили Филиппенко многое переосмыслить, подсказали детали мизансцен. По словам Анатолия Левина, было что-то мистическое в том, как точно совпали слово и музыкальный ряд. Тексты Филиппенко выбрал такие острые, что опубликуй их Гоголь сейчас, его, глядишь, привлекли бы за клевету: ничего ведь не изменилось с 1842 года, когда автор из прекрасного далека писал: «Где выход, где дорога?.. Смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки». «На бис» Филиппенко выдал рассказ Шукшина «Забуксовал» и эпиграмму Гафта про Птицу-тройку, несущуюся по кольцевой дороге.

Премьера новой композиции состоялась в Самаре, в красавце-зале местной филармонии, куда МСО Поволжья выехал в полном составе, а потом спектакль повторили в Тольятти. И там, и здесь — с грандиозным успехом. Возможно, вскоре это феерическое действо увидят и москвичи.