Кричевский: В России этот диск купить нельзя, что, согласитесь, несправедливо. Поэтому мы начали переговоры и практически договорились, что у «Мелодии» будет эксклюзивный договор с Bel Air на запись, распространение и дистрибуцию DVD со спектаклями Большого.
культура: Это будут оперы?
Кричевский: И оперы, и балеты. Хочется, чтобы люди увидели эти спектакли — не все могут попасть в Большой театр.
культура: Визуальный проект — новый для Вас род деятельности?
Кричевский: Абсолютно новый. Мы присутствовали на съемках балета «Корсар» и видели, как снимают французы, как четко работают их мастера.
Еще один важный проект — создание нового интернет-сайта «Мелодии», который должен стать многофункциональным порталом. На нем будут не только презентация и интернет-магазин (он и сейчас существует на сайте), портал задуман как цифровой. С возможностью как «физических», так и цифровых продаж. База насчитывает около миллиона треков, так что без преувеличения можно говорить о создании одного из ведущих цифровых порталов России.
культура: Музыкальный рынок активно движется в сторону цифры. Винил капитулировал окончательно?
Кричевский: Мы смотрим в будущее и активно оцифровываем все раритеты нашей фонотеки. Ведем переговоры с представителями ведущих платформ распространения цифрового контента за рубежом, дабы достойно представлять продукцию «Мелодии». В России распространять свой контент решили самостоятельно, не отдавать это в другие руки. В какой-то мере до сих пор идет война форматов: CD против винила. Конечно CD выигрывает. Но наша мечта — вернуться к коллекционной серии по выпуску винила, хотя понимаем, что это не массовая история.
культура: Что-то ностальгическое, для изысканных меломанов? На чем прослушивать: из домов, по-моему, уже вынесены устаревшие проигрыватели?
Кричевский: Аппаратура теперь современная и, к слову сказать, довольно дорогая. На «Мелодии» есть живая запись концерта Вана Клиберна на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в 1958 году. Она уникальна. Коллекционеры и специалисты говорят: «Вот бы ее с этим живым звучанием да на винил!» Звук другой, более теплый. Живой и шуршащий звук винила вообще высоко ценится.
В России уже нет винилового производства, нужно заказывать на Западе. При ввозе начинается история с таможней: винил облагается высокой пошлиной, и ввоз оказывается раз в семь дороже, чем производство. Складывается патовая ситуация. Пытаемся отвоевать таможенные льготы.
культура: Нашу газету тоже связывает с «Мелодией» общий замысел...
Кричевский: Да, с газетой «Культура», которую очень любим, мы начинаем крайне интересный проект. Помните, журнал «Кругозор» советских времен с приложением в виде гибких пластинок? Вот возникла идея о музыкальном приложении к «Культуре». В следующем номере, посвященном празднику Победы, читатели получат подарок — диск с подборкой задушевных военных песен и сводками Совинформбюро. Второй диск готовим ко дню рождения Пушкина, 6 июня. А в августе, когда весь музыкальный мир будет отмечать 150-летие Клода Дебюсси, читатели получат редкую запись композитора-импрессиониста в исполнении Святослава Рихтера.
Верю, что этот проект окажется плодотворным. Сейчас он осуществляется при поддержке благотворительных фондов, но мы надеемся на участие коммерческих организаций, что поможет сделать музыкальное приложение ежемесячным.
культура: Выходит замечательный диск «Мелодии», названный «Хроника войны». В него включены не только песни, но и письма, дневники военных лет...
Кричевский: «Хроника войны» — еще один уникальный проект, посвященный 9 Мая и подготовленный совместно с радиостанцией «Серебряный дождь» и Российским авторским обществом. Специально для этого диска общество «Мемориал» разыскало редкие архивные и семейные документы военных лет. «Серебряный дождь» записал фронтовые беседы, фрагменты писем, мы подобрали песни — те, что пели Леонид Утесов, Петр Лещенко, Вадим Козин. Получилось трогательное свидетельство жизни, стало понятнее, о чем думали, что чувствовали люди в то страшное лихолетье.
культура: Жизнь пленок весьма недолговечна, удастся ли спасти весь архив «Мелодии»?
Кричевский: Оцифровка идет быстрыми темпами, но пока обработано только 15 процентов записей. Коллекция «Мелодии» — самый большой аудиоархив России, и его надо сохранить без потерь. Многие пленки начали сыпаться и требуют реставрации. В нашей библиотеке сохранились голоса поэтов: Маяковский, Есенин, Ахматова и многие другие читают свои стихи. Эти раритеты нельзя потерять.
культура: А есть понимание со стороны властей? Или вы справляетесь своими силами?
Кричевский: Общее понимание есть, но оно, к сожалению, не подкрепляется конкретными действиями. Декларируется: да, фонотека должна быть оцифрована, но не принимается во внимание, что именно для этого нужно, сколько времени требуется, каковы условия работы. Пока во всяком случае многие действия, которые предпринимало государство в лице курирующего нас органа исполнительной власти, скорее препятствовали процессу оцифровки. Сейчас произошли подвижки, быть может, вызванные нашим обращением к председателю правительства Владимиру Путину, который дал поручение разобраться в ситуации. Стали размышлять, как помочь, а то думали только о формальных шагах по приватизации. Надеюсь, будут учтены интересы «Мелодии» как правообладателя, представляющего музыкальное культурное наследие народов СССР.
культура: Честно говоря, не ожидала, что «Мелодия» теперь так удалена от центра, мы привыкли к зданию на Тверском бульваре.
Кричевский: Предыдущим руководством было принято решение здание «Мелодии» на Тверском сдать в аренду: о переезде фирме сообщили, что называется, день в день. Никто при этом не подумал, чтобы снять для «Мелодии» помещение где-нибудь возле МКАДа и сделать там студию… Так мы выехали из здания с толстыми стенами, где можно было беспроблемно работать со звуком. Теперь ютимся в комнатах-палатах (здание на Карамышевской набережной строилось под больницу) с плохой акустикой, к тому же на солнечной стороне, противопоказанной звуковой аппаратуре. Ведь дело не в том, нравится или не нравится нам новое здание, — фирме нужны определенные условия. Мы работаем со звуком — материей очень чувствительной. Только у нас осталась такая штатная единица, как звукорежиссер-реставратор, и только у нас редкие специалисты способны восстанавливать любую запись, «находить» потерянные слова и даже слоги. Но звукорежиссеры сидят по четыре человека в одной комнате, тогда как на Тверском располагали шестью аппаратными. Сейчас же все вынуждены работать в наушниках, что совсем неправильно.
культура: Помнится, на Тверском был ваш уютный магазин, что с ним?
Кричевский: Наш маленький магазинчик тоже выселен. Покупатели — преданные слушатели — приезжают за дисками и сетуют: конечно, удобнее было зайти в магазин, расположенный в центре. Мы разводим руками: усилиями некомпетентных руководителей мы оказались за тридевять земель, и сегодня нас пытаются приватизировать в таком формате: здание на Карамышевской, два пылесоса и три магнитофона — вот и вся «Мелодия». Ни фонотеки, ни интеллектуальных прав на фонограммы и товарные знаки, ни здания на Тверском бульваре. Однако в последнее время появились положительные сдвиги, в Росимуществе стали серьезно рассматривать вопрос о необходимости сохранения профиля предприятия после приватизации, для чего «Мелодии», конечно же, необходимы и фонотека, и интеллектуальные права, и здание на Тверском бульваре. Очень рассчитываем на помощь руководителей Росимущества, среди которых есть люди, трепетно относящиеся к вопросам сохранения культурного наследия, а главное — знающие толк в хорошей музыке.
культура: Странно, что «Мелодия» находится в ведении Росимущества, а не Министерства культуры...
Кричевский: «Мелодия» всегда числилась в Минкульте, на наших знаменитых пластинках указывалось: «Министерство культуры СССР и Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия». Но теперь — Росимущество.
культура: Вы не рассказали об «Антологии русской фортепианной музыки». Запись этих дисков для вас — дело текущее?
Кричевский: Что вы, мы этими дисками гордимся! Проект только стартовал, два первых диска выпустили совместно с Фондом Тихона Хренникова, а вообще планируем готовить по семь в год. Серия открывает дорогу молодым талантливым пианистам — тем, кому еще нет тридцати.
культура: Записи осуществляете в своей студии?
Кричевский: Пишем сами, но студии у «Мелодии» уже нет. Она располагалась в церкви Св. Андрея, что в Вознесенском переулке. Храм подарили англиканской церкви во время визита королевы Елизаветы II в Россию. Роскошная храмовая акустика позволяла записывать большие симфонические оркестры. Мы не против подарков, только взамен «Мелодии» ничего не предоставили.
культура: «Мелодия» не избежала рифов истории?
Кричевский: «Мелодию» сильно зацепило. В переходные 90-е начался переход от винила к цифре. А «Мелодия» всегда славилась винилом, имела свои заводы, которые в процессе приватизации перепрофилировались или просто закрылись. Многие студии фирмы оказались в других государствах — Киев, Рига, Таллин. Советский гигант-монополист со штатом 40 тысяч человек попал в жернова истории. Сейчас штат — всего сорок человек, и эти сорок человек сохранили национальное достояние — архив, созданный не одним поколением увлеченных специалистов.
Сегодня мы планируем участвовать в государственной программе по формированию национальной политики. Начали выпуск «Антологии народной музыки «Душа народа». Вышло уже десять дисков с музыкой России, Беларуси, Украины, восточных республик, появились записи фольклора волжских татар и казаков-некрасовцев, потомков донских казаков. Проект вызвал большой интерес, спрос на него не только в родном Отечестве, но и за рубежом.
культура: Богатейший архив «Мелодии» может украсить не только госпрограмму по национальному вопросу...
Кричевский: В контексте ситуации с приватизацией «Мелодии» возник наш диалог с Министерством культуры. Наконец-то получилось рассказать о нашей работе, Минкульт нас услышал и сделал для себя немало открытий. В частности, понял, что нас можно эффективно использовать при реализации госполитики в сфере культуры. Возникло предложение создать на базе «Мелодии» одну из радиостанций под нашим брендом для пропаганды отечественной культуры.
культура: Такие проекты быстро не осуществляются, но два года до 50-летнего юбилея фирмы — срок достаточный.
Кричевский: Хотелось бы верить, мы надеемся. Старшее поколение выросло на наших сказках, к ним мы относимся с особой теплотой. Можно критиковать Советский Союз за многое, но только не за воспитание детей. У нас в архивах — программы для детских садов, адресованные разным возрастным группам. Раньше государство заботилось о том, чтобы все детские сады эти программы получали. А как сказки записывались! Не так, как сейчас — со строгой экономией бюджета, когда один чтец произносит весь текст по ролям. Работала команда — инсценировщик, композитор, актеры, разрабатывались концепция и технология на каждую постановку!
Кто-то говорит: «Сейчас модно ретро, и «Мелодия» — возвращение к прошлому». Нет, дело не в моде. Просто у «Мелодии» качественный продукт, и человек, которому сегодня дано право выбора, останавливается на качестве. Содержание оказывается важнее. Гилельс, Рихтер, Ростропович, Ойстрах, Шафран — великие мастера великой русской исполнительской школы. Непревзойденные исполнители, на чьих образцах учится весь мир. Записи этих раритетов хранит только фирма «Мелодия».