Олег Погудин: «Не стоит путать попсу с эстрадой»

Денис БОЧАРОВ

15.10.2015

График певца, которого часто называют «серебряным голосом России», расписан буквально по минутам. Выступления, записи, репетиции... В середине октября вокалист дает ряд крупных концертов в Чебоксарах, Саранске, Нижнем Новгороде. А на 22-е число в Московском международном Доме музыки запланирована программа «Вертинский». И все же Олег Погудин нашел время ответить на вопросы корреспондента «Культуры».    

культура: С чего началось Ваше увлечение музыкой? Были ли сомнения в выборе профессии? Какую роль в становлении певца Олега Погудина сыграли родители, которые, как известно, не музыканты, а ученые?  
Погудин: Действительно, мама и папа — классические инженеры, окончили Бауманское училище (ныне — Московский государственный технический университет). Несмотря на то, что оба работали в научной сфере, в нашей семье всегда были богатые музыкальные традиции, что неудивительно: фамилия Погудин буквально означает «поющий». Ведь погудка — это песня. У отца великолепный голос, а два моих дяди и вовсе оперные исполнители — окончили Консерваторию. Дедушка тоже здорово пел, и в целом, судя по воспоминаниям родственников, вокальные традиции прослеживаются в нашей семье с очень давних времен. Что же касается моей любви к музыке, то здесь многое предопределили природные данные.

культура: А с какого момента ведете отсчет профессиональной деятельности?
Погудин: Я тот самый случай, когда люди иронизируют: петь научился едва ли не раньше, чем говорить. У родителей сохранились записи, где я еще в двухлетнем возрасте довольно чисто интонирую. В восемь лет впервые вышел на сцену как певец, а еще через год начал регулярно выступать на ведущих концертных площадках в качестве солиста детского хора Ленинградского радио и телевидения. Пел в Большом зале филармонии, БКЗ «Октябрьский». На сегодняшний день мой стаж на профессиональной сцене составляет тридцать семь лет. 

культура: Ваше творчество крайне многообразно. А какой жанр наиболее близок? 
Погудин: Конечно, я не классический певец в полном смысле этого слова, редко берусь за оперные арии и камерную музыку, которая требует исключительно академического подхода. Я эстрадный артист, просто это эстрада особого свойства. Стремлюсь исполнять произведения на достойном уровне — даже если это простые, незамысловатые композиции. 

Здесь главное — не запутаться в терминах. В нашем языке под понятием «попса» подразумевают эстраду. Для меня же это совершенно разные вещи. В роли банального приложения к ритмическому рисунку не работаю. 

Вообще, отношение к репертуару у меня самое трепетное. Стараюсь следовать заветам великих — Лемешева, Обуховой, Шульженко. Последнюю, кстати, очень любила Галина Вишневская, у которой я имел счастье заниматься. Галина Павловна всегда ставила Клавдию Ивановну в пример и говорила, что именно она подтолкнула ее к выбору профессии. 

культура: Что наиболее важно для певца: диапазон голоса, разнообразие репертуара, мощная «подача» или, как говорят, харизма? 
Погудин: Самое главное — красивый тембр. Именно он позволяет устраивать самые разные вокальные эксперименты. В моем случае периодические вылазки на чужую «территорию»: например, исполнение романсов и даже оперных арий. Хотя, повторюсь, на роль классического певца не претендую. 

культура: Можете назвать себя полностью растворенным в музыке человеком? Каковы меломанско-слушательские предпочтения? 
Погудин: Очень люблю симфоническую музыку. Если говорить о популярной, то она меня перестала увлекать. Электронная же не интересует вообще. Просто потому, что тембральный спектр инструментов, задействованных в области электроники, не вызывает во мне никакой ответной реакции. Эта музыка ориентирована прежде всего на ритмическое раздражение человека, на подергивание определенных рефлексов. В подобных произведениях мало мелодии — зачастую ее вовсе нет. А для меня без мелодии музыки вообще не существует.

культура: А к року как относитесь? 
Погудин: Я бы не рискнул рассуждать об этом направлении сколь-нибудь профессионально. Для меня русский рок — это вовсе не музыка. Если она здесь хоть как-то обозначена — и на том спасибо. А аранжировки, увы, традиционно уступают западным образцам. Поэтическая составляющая у нас куда важнее. Русский рок — своего рода продолжение традиций поэтов-шестидесятников, бардов, представителей КСП. Однако то, что некоторые фигуры в отечественной рок-музыке — крайне одаренные личности, сомнению не подлежит. 

культура: Некоторые из них, кстати, как и Вы, уделяют пристальное внимание наследию Александра Вертинского — соответствующие программы есть у Бориса Гребенщикова, Александра Ф. Скляра... А в чем для Вас заключается секрет и притягательность этого человека? 
Погудин: В самой его биографии, судьбе. А также в неповторимой манере исполнения и уникальной артистической сути. Вертинский — великолепный артист, здесь я ничего нового, разумеется, не сообщаю. По сути, творчество Александра Николаевича представляет собой изящный, оригинальный музыкальный театр. Музыкально-поэтические произведения Вертинского дают богатую пищу для ума и таланта исполнителей самых разных жанров.