Не попадайте в плохую компанию

Нильс ИОГАНСЕН

02.03.2013

Страховые выплаты пострадавшим в автомобильных происшествиях могут увеличиться более чем втрое, при этом платежи по «автогражданке» останутся прежними. Об этом говорится в правительственном законопроекте, который в ближайшее время будет рассмотрен в Госдуме. Таким образом, кабинет министров пропустил мимо ушей требования страховщиков в полтора раза увеличить стоимость ОСАГО.

Выплаты в случае причинения ущерба жизни и здоровью человека предлагается увеличить со 160 тысяч рублей до 500 тысяч, а за порчу автомобиля, или, как говорят, «железа», — со 120 тысяч рублей до 400 тысяч. В правительстве посчитали, что страховым компаниям (СК) это вполне по плечу, и стоимость полисов ОСАГО для этого увеличивать не нужно. Правда, страховщики намереваются отстоять в Госдуме свои интересы и добиться увеличения стоимости полисов, но депутаты не настроены идти у них на поводу.

Вот отраслевая статистика, которая говорит сама за себя: в 2012 году по «автогражданке» было собрано 120,9 млрд рублей, а выплачено 61,971 млрд рублей. Прибыль налицо. Именно поэтому в правительстве никак не реагируют на крокодиловы слезы страховщиков.

Но страховщик страховщику рознь. Гранды отрасли, действительно, живут очень неплохо, их материальное положение постоянно улучшается. Не секрет, что они стараются всеми правдами и неправдами избавляться от «аварийщиков-рецидивистов», которые, несмотря на то, что платят более высокие страховые взносы, все равно приносят убытки.

Совершенно обратная ситуация у мелких компаний. Там гораздо меньше клиентов, следовательно, и меньше прибыли. Чтобы увеличить общий объем страховых взносов, бизнесмены зачастую проявляют неразборчивость и берут «отказников» — тех, кому большие компании не захотели продавать полисы. Но такой «отказник» — это источник опасности не только на дороге, но и в финансовой ведомости. Выплаты за аварии намного превышают полученные взносы по ОСАГО. Издержки растут, финансовое положение ухудшается. В группу риска по «автогражданке» уже попали такие известные страховые компании, как «Россия», «Москва» и «Югория», — на днях им прекратили выдавать бланки полисов ОСАГО.

Дальнейший сценарий спрогнозировать несложно. Крупные компании поплачут, но смирятся с решением Минфина. А вот их меньшим братьям придется закрываться и объявлять себя банкротами. При этом, естественно, выплаты их клиентам будут приостановлены, что грозит возникновением трений между виновниками ДТП и пострадавшими в них.

В этой ситуации тем автомобилистам, кто получил полис в компании из «группы риска», можно посоветовать бросить такую компанию и заключить договор с кем-то из лидеров рынка. Благо за неиспользованный срок действия полиса ОСАГО деньги обязаны вернуть.