Брейк-данс с тюленем

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

02.11.2013

В Московском цирке Никулина на Цветном бульваре премьера — «Золотой сезон», который задумывался давно.

Золото в названии — вовсе не фигура речи. Все 11 номеров, представленные в программе, — обладатели высших наград на международных фестивалях. Собранные воедино, они призваны показать, что «русский цирк — по-прежнему лучший в мире».

И, кажется, им это удается. Во всяком случае, билетов перед представлением не достать. Счастливые обладатели оных радостно толкаются на узком входе в храм цирковых искусств. 

При объявлении традиционной «веселой новости для курильщиков» про запрет на табачные баловства, сидящая рядом дама ехидно посматривает на совершенно бесстрастного мужа. Их сын в это время целиком и полностью поглощен — как и все дети — сладкой ватой. Важную роль в жизни публики она будет играть и в антракте. Зато до и после него ткань представления настолько плотная, что и вздохнуть некогда. Только выдохнуть — в наиболее ответственные моменты. Недостатка в последних здесь не наблюдается.

«Ой, сейчас девушка летающая будет, без страховки!» — делится восторгом бабушка с внуком. Тот равнодушно зевает. Но так и остается с разинутым ртом — воздушная гимнастка на ремнях Вероника Тесленко (золото на конкурсе в Швеции) выдает под куполом такие кульбиты, что смотреть больно. Выполняет и подъемы, и обмотки и, конечно, так называемые обрывы — падения, попросту говоря. Наиболее впечатлительные в это время как по команде вскрикивают.

«Какую-то ерунду делают, честное слово!» — нервничает пожилая дама, в ужасе отворачиваясь и по-детски ерзая на стуле. Это воздушные гимнасты на бамбуке Светлана и Антон Марковы, обладатели высших наград на фестивалях в Москве и во Франции, исполняют головокружительные трюки. В какой-то момент парящая под куполом гимнастка выскользнет из рук партнера, и лишь страховка спасет. Народ безмолвствует, слышен только стук сердец — они бьются в такт. Во время последнего акробатического элемента — обрыва на штрабатах, когда «летящий» под куполом Марков отпускает партнершу, и та камнем падает — половина зала закрывает лицо руками. Но трюк удался — у самого манежа гимнастка повисает на распустившихся веревках. Сидящая сбоку мать семейства обещает больше никогда не ходить в цирк: «Нервов не напасешься». 

Заставит понервничать и группа эквилибристов-рекордсменов под руководством Алексея Сарача. Обладатели золота в Ижевске, Китае и Италии среди прочего демонстрируют уникальный трюк — тройной баланс. Это когда на манеже воздвигается колонна из четырех гимнастов, трое из которых стоят на першах — металлических шестах. Впервые трюк продемонстрировали в 1981 году, с тех пор он считается вершиной эквилибристики. За тридцать с лишним лет его не смог исполнить никто, кроме подопечных Алексея Сарача — «отца» тройного баланса.

Но наибольший восторг вызывает аттракцион «Морские львы» Василия Тимченко, завоевавшего золотые награды в Ижевске и Москве. Его подопечные будут хлопать в «ладоши», крутить по два обруча каждый, карабкаться по лестнице и даже танцевать тюлений брейк-данс — изобретение Тимченко. Кроме того, млекопитающие станут активно кивать при виде еды и отрицательно мотать головой, когда им укажут на место работы — манеж. И зрители их будут ой как понимать...

Безобидные животные сменятся смешанной группой из пантер, леопардов и тигров Натальи и Андрея Широкаловых, победителей конкурсов в Ижевске и Москве. Дикие кошки станут кататься по манежу брюхом вверх, взмывать под купол на специальных бревнах, прыгать через головы артистов и даже послушно ходить на задних лапах. Правда, перед этим очаровательные создания будут рычать и огрызаться на дрессировщиков. А в минуты отдыха — мирно умываться.

В промежутках между вышеописанным, а также выступлениями Элизы Хачатрян, «исследующей» канат на пуантах, акробатов на дорожке под руководством Сергея Рубцова, групповых жонглеров Тесленко и дрессированных лошадей Анастасии Стыкан-Федотовой, с публикой общается клоун Армен Асирянц. У которого никак не складываются отношения с оркестром — те играют невпопад. В отместку клоун кидает в музыкантов ботинком и получает с десяток башмаков в ответ. Выводит зрителей на манеж — те, предчувствуя неладное, сопротивляются, но потом уступают и тоже ввязываются в клоунские делишки... Тут главное — не забыться и вернуться назад.