«Большие гастроли» на середине пути

Татьяна ФИЛИППОВА

19.07.2022

«Большие гастроли» на середине пути

В Министерстве культуры РФ подведи итоги первого полугодия Всероссийского гастрольно-концертного плана  

Итоги первых шести месяцев «Больших гастролей» министр культуры Ольга Любимова назвала впечатляющими: «В течение первого полугодия в рамках программы «Большие гастроли» состоялись выступления 114 театров в 62 регионах страны. 714 показов спектаклей смогли увидеть порядка 250 000 человек. По программе «Мы — Россия» в первом полугодии выступили 23 коллектива в 135 городах. Состоялось 186 показов концертов, которые посмотрели около 135 000 зрителей. Столь впечатляющий результат говорит о том, что в регионах с нетерпением ждут гастроли наших легендарных коллективов».

В Министерстве культуры назвали и чемпионов гастрольно-концертного плана: наибольшее количество зрителей — более 5 000 — собрали Российский государственный академический театр драмы имени Волкова в Казани, Набережных Челнах, Ульяновске, Димитровграде; МХТ имени Чехова в Санкт-Петербурге; Государственный академический театр имени Вахтангова в Архангельске и МХАТ имени Горького в Екатеринбурге и Челябинске.
Ярославский драматический, названный в честь купца Федора Волкова, ставшего «первым русским актером» и основателем первого русского театра, стал лидером и по числу охваченных гастролями городов: ярославцы побывали в четырех городах, причем в двух из них, Казани и Набережных Челнах, показали свои спектакли в один день.

Максимальный по протяженности маршрут преодолел Российский государственный театр «Сатирикон», побывавший в Петропавловске-Камчатском. Для этого ему пришлось проехать в обе стороны 26 874 километра.
По количеству участников и масштабам транспортировки декораций и костюмов лидирует Екатеринбургский театр оперы и балета, отправивший на «Большие гастроли» 250 человек и 4 еврофуры.
 
Федеральная программа в этом году поддержала и негосударственные театры: в течение полугода десять частных трупп побывали в девяти городах. Рекордсменом стал Московский театр Мюзикла, который отправил в Сочи и Ростов-на-Дону 155 человек и три спектакля.
 
Андрей Малышев, генеральный директор «Росконцерта», который выступает оператором разработанного Министерством культуры плана, подчеркивает, что такой гастрольной программы не было с советского времени. Многие спектакли зрители ждали с нетерпением: из-за пандемии театрам пришлось отложить гастроли.
 
Как рассказал «Культуре» худрук Московского театра «Эрмитаж» Михаил Левитин, спектакль «Меня нет дома» по Даниилу Хармсу в Санкт-Петербурге ждали три года.

— Мы трижды были на гастролях в Петербурге, и всегда в Молодежном театре на Фонтанке. Я очень люблю этот театр, его окружает Измайловский сад, один из старейших в городе, и это вызывает у меня воспоминания о нашем саде «Эрмитаж». Когда я вижу эту красоту, лавину деревьев, я думаю, что театр все-таки должен быть в саду.

— Как в Петербурге принимали «Меня нет дома»?

— Изумительно. Мы трижды пытались поехать с этим спектаклем в Петербург, потому что они ждали Хармса. И приняли так, что у меня было ощущение, что они эту встречу репетировали. Зрительный зал был похож на подсолнух с черными семечками, так плотно сидели люди. Наговаривать на московского зрителя, что он принимает «Хармса» хуже, я не могу, его принимают очень хорошо. Но здесь, в Петербурге, было ощущение, что Хармс где-то рядом.

— Смотрит из своего окна.
 
— Да, есть такое. Я им сказал: «У вас странный город, между Пушкиным и Хармсом». Я когда-то много занимался Петербургом, много действующих лиц в моих книжках связаны с этим городом, и я назвал эти два имени, потому что так и думаю. Играть там этот спектакль было нашей обязанностью, нам во что бы то ни стало надо было это сделать. Больше двух лет мешала пандемия.

Вообще «Большие гастроли» — это прекрасно. Понимаешь глубже все: и самого себя, и спектакль, и город, в который ты приехал. Актеров видишь иначе, при параде каком-то. Открываются и собственные ошибки.
Мы привозили в Петербург два спектакля, по Хармсу и Олеше.
 
«Трех толстяков» они смотрели тоже замечательно, у них же есть собственная версия, в БДТ. Этот спектакль поставила моя ученица, но я к нему тоже приложил руку, привнес в него тему одиночества детей. Это одна из важных для меня тем.
 
— Я хочу спросить об «Эрмитаже», вашем театре в саду, в который вы не можете вернуться из-за затянувшегося на много лет ремонта. Есть ли надежда, что в этом году что-то сдвинется с мертвой точки?

— Сейчас, как никогда, есть шанс, потому что приняли на работу строителей, в которых я верю, и сейчас они находятся на стадии проработки проекта. Появилась возможность вернуться в дом.

— Но следующий сезон вы все еще проведете во своем временном доме, на Арбате. Вы уже знаете, что будете ставить?

— Конечно, я даже начал репетировать. Я всегда, прежде чем уйти на каникулы, провожу одну репетицию. Это будет «Багровый остров» в моей композиции. Я бы не сказал, что это самая удачная булгаковская пьеса, но мне удалось найти презабавное движение.

— Движение к нашему дню?

— Я не сказал бы, что там прямая связь… но говорят, что она есть, как и в спектакле «Новый Мокинпотт». Эти темы конца света будут возникать в спектаклях, и не только в моих. Мы же чувствуем, что происходит, и молим Бога, чтобы дальше не повел. Надеюсь, человечество образумится, и мы еще поживем в образумленном мире.

                                                                                                                                                             Фото: Минкультуры РФ