Тридцать картин из жизни Петра Великого. В машине времени

Екатерина ГИНДИНА, Санкт-Петербург

10.06.2022

Тридцать картин из жизни Петра Великого. В машине времени

На Марсовом поле открылась выставка «30 картин из жизни Петра Великого. 2022» — историческая реконструкция экспозиции, которая была развернута на этом же месте в 1872 году, в дни празднования двухсотлетия первого российского императора.

В церемонии открытия приняли участие министр культуры РФ Ольга Любимова, полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Александр Гуцан, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер (именно он выступил одним из инициаторов проекта).

«Мы присутствуем на одном из важнейших мероприятий праздничной программы, которая готовилась в последние два года в самых разных регионах. — сказала Ольга Любимова. — Уникальная выставка повторяется 150 лет спустя. Фактически мы находимся в машине времени».

Чтобы оценить идею и ее воплощение, действительно стоит переместиться на полтора столетия назад. Тогда, по указу Александра II, юбилей Петра Великого отмечался со всем возможным размахом, и одним из центральных событий праздничной программы стали гулянья на Марсовом поле. Это было действо не только развлекательное, но и поучительное. В специально выстроенных павильонах публике представили тридцать картин, посвященных деяниям царя-реформатора, рядом расположилась экспозиция его портретов. Скоморохи-глашатаи рассказывали публике истории из жизни основателя Петербурга, а на открытых сценах артисты разыгрывали пьесы на исторические сюжеты.

Современная версия торжеств выглядит немного иначе. С одной стороны, тридцать картин на те же сюжеты представлены на том же месте, в таких же деревянных павильонах, стилизованных под русские избы. С другой, просветительская работа теперь проходит в цифровом формате. Вместо открытых сцен — видеоролики и VR-аттракцион (та самая «машина времени», позволяющая увидеть, как Марсово поле выглядело в позапрошлом столетии), вместо глашатаев — аудиозаписи, вместо брошюр — сайт проекта (30paintings.ru).

«Как 150 лет назад эта выставка была настоящим прорывом, так и сейчас, – уверена министр культуры. —  Благодаря команде ее создателей она стала таким проектом, где с одной стороны, молодые художники, как и 150 лет назад получили фантастический заказ, а с другой стороны, наши цифровики сделали уникальную мультимедийную составляющую, которая дает гостям возможность не только здесь что-то посмотреть, но и, вернувшись домой, снова и снова возвращаться к этой теме».

Прежде чем все задумки были реализованы, создателям проекта пришлось провести большую исследовательскую работу. Они опирались на иллюстрированный «Альбом 200-летнего юбилея императора Петра Великого», вышедший в 1872 году в издательстве Германа Гоппе, эскизы, хранящиеся в фондах Музея театрального и музыкального искусства, и старые фотографии.

Русский музей достал из хранилищ 14 полотен, написанных когда-то для той юбилейной выставки. Остальные 16 до наших дней не дошли, да и те, что сохранились, находятся в откровенно плохом состоянии (клеевые краски – не самый надежный материал). Эти картины невозможно было представить публике не только на открытом воздухе, но и в музейных залах. На помощь пришли современные технологии. Композиции оцифровали и «отреставрировали», восполнив утраты не на оригиналах, а на их цифровых копиях, которые затем были распечатаны на холсте и помещены в павильоны.

Недостающие произведения поручили написать преподавателям, выпускникам и студентам Академии художеств имени Ильи Репина. Причем художникам предоставили относительную свободу в рамках заданных сюжетов и общего единства стиля (от них не требовалось создавать точные копии, хотя это можно было сделать по фотографиям). По мнению ректора Академии художеств Семена Михайловского, наступает время возрождения академизма: фигуративность, основательность, пафос. Именно в таком духе были написаны полотна для юбилейной экспозиции 150 лет назад и именно в этом направлении работали современные живописцы.

Сюжеты разнообразны: от военных побед до основания Сената, от посещения царем богадельни и школы до перенесения мощей святого Александра Невского в Санкт-Петербург. Само собой, одна из картин посвящена основанию Северной столицы. Рядом с каждой — краткие пояснения (что произошло, где произошло). Воспользовавшись QR-кодом, можно перейти на сайт проекта и дополнить впечатление видеороликом.

Всего на Марсовом поле возведено 33 павильона. Тридцать являются своего рода рамами для картин. Три «начинены» полезной информацией. Например, в центральной «избе» можно познакомиться с историей Марсова поля, историей реформ Петра Великого и Александра II, вникнуть в детали праздника, организованного 150 лет назад к юбилею Петра I. Также узнать о том, как зародилась и была воплощена идея нынешнего проекта, в том числе о том, что авторами ее стали генеральный директор музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая и председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, а в реализации приняли участие «Газпром», ГМЗ «Петергоф», Русский музей и Академия художеств имени Ильи Репина. Заодно можно выяснить, что экспозиция на Марсовом поле проработает до 9 августа 2022 года и будет доступна для гостей бесплатно, в круглосуточном режиме.

Открывая выставку, представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Александр Гуцан выразил надежду на то, что она послужит «напоминанием о событиях давно прошедших, о времени, когда Россия строилась, расширялась, укрепляла свои границы, устанавливала связи с Европой, развивала науку и культуру». А Алексей Миллер из «Газпрома» сказал, что «полотна, которые здесь представлены, являются своего рода невидимой нитью, которая объединяет поколения». И практически все выступавшие выразили надежду на то, что эта нить протянется и в будущее.

«Знаете, о чем хочется помечтать… — призналась Ольга Любимова. — Я верю, что через 150 лет, в год 500-летия Петра Великого, на этом месте снова возникнет новая выставка. И мы даже представить себе не можем, какого рода составляющие (цифровые, мультимедийные) смогут себе позволить в будущем наши коллеги. И несмотря на все изменения, на весь прогресс, у молодых художников снова будет возможность что-то написать, реализовать себя в подобного рода проекте».

Фотография: www.culture.gov.ru. Фотография на анонсе: Александр Демьянчук / ТАСС.