Люди года в сфере культуры 2021

Алексей ФИЛИППОВ Елена СЕРДЕЧНОВА

24.12.2021

Люди года в сфере культуры 2021

 по версии газеты «Культура»

Ольга ЯРИЛОВА, заместитель министра культуры РФ

Ольга Ярилова координирует и контролирует деятельность нескольких департаментов министерства и отвечает за реализацию национального проекта «Культура». Этот проект весьма амбициозен — восстанавливаются, переоборудуются, строятся театры, музеи, концертные залы и творческие школы. Ведется работа с талантливыми молодыми музыкантами, реконструируются и создаются сельские клубы и муниципальные библиотеки. Долго перечислять все направления проекта, который после «провала девяностых» должен вернуть культуру в быт граждан нашей страны — и обитателей мегаполисов, и тех, кто живет в небольших городах и деревнях. Хотя 2020-й и 2021-й пандемийные годы оказались крайне непростыми для культурной отрасли, одновременно стало очевидно, насколько она важна для общества. Людям очень помогали фильмы и книги, видеотрансляции концертов. Значимость нацпроекта «Культура» выросла в разы. В этой сложной ситуации Министерство культуры, несмотря на локдауны и карантины, эффективно реализовывало нацпроект. В 2020-м в кассовом исчислении его исполнение составило 99,3%. Состоялись — пусть в дистанционном формате — почти все мероприятия, запланированные до пандемии. Строились и модернизировались дома культуры и модельные библиотеки. Создавались виртуальные концертные залы, оцифровывались книжные памятники, проходили фестивали — и в онлайн, и в офлайн-режимах. Успешно развивался охвативший все субъекты Российской Федерации проект «Культура для школьников». Совместно с Министерством просвещения был создан одноименный сайт с культурной афишей, конструкторами культурных маршрутов и обратной связью. Называя Ольгу Ярилову «человеком года в сфере культуры», мы, во-первых, подчеркиваем ее личные заслуги, и, во-вторых, отдаем дань всем сотрудникам Министерства культуры, которые в сложных условиях обеспечивали, несмотря на все ограничения, не только функционирование культурной отрасли, но и ее стремительное развитие.

Карен ШАХНАЗАРОВ, режиссер, гендиректор киноконцерна «Мосфильм»

В наши зачастую «темные» для культуры времена есть личности, на которых держится вера в то, что в конце концов все-таки наступит рассвет. К ним принадлежит и Карен Шахназаров, лауреат Государственных премий РСФСР и РФ и множества кинопремий. Он начал свою кинематографическую карьеру в 1979-м, через четыре года его фильм «Мы из джаза» стал лучшим фильмом 1983 года по версии журнала «Советский экран». А снятый в 1986-м «Курьер» оказался отражением странного, мятущегося, текучего времени начала перестройки, когда все ускорилось и понеслось неведомо куда. Это тревожное ощущение передавалось зрителям фильма: вспоминая его из 2021-го, понимаешь, что «Курьер» говорил о своем времени (да и о том, что будет позже) точнее и умнее, чем перестроечная публицистика.

У Шахназарова было много прекрасных фильмов — событием 1988-го стал «Город Зеро», в 1991-м критика писала о «Цареубийце», в 1993-м говорили о «Детях чугунных богов». Время менялось очень быстро, и каждая из работ Шахназарова говорила об этих переменах что-то важное. Режиссер не утратил эту способность и сейчас: вышедшая в 2017-м «Анна Каренина. История Вронского» стала событием, о фильме писали, говорили, спорили. Шахназаров был большим советским кинорежиссером, он остался им и в постсоветское время. Он — безусловный авторитет, его присутствие в мире кино придает тому устойчивость и определенность, говорит о нераспавшейся связи времен.

Но есть и еще одна чрезвычайно важная вещь, которой мы обязаны Карену Шахназарову. В конце восьмидесятых — начале девяностых погибло много крепких, имевших немалый потенциал советских учреждений и предприятий. Перечень заводов, газет и проданных за бесценок пароходов был бы слишком долог, но можно вспомнить старейшую отечественную киностудию «Ленфильм», основанную еще в 1914 году. В 2001-м она была выставлена на продажу, продали часть ее территории, в том числе и цех по производству декораций, продали «Золотую коллекцию» снятых на «Ленфильме» кинокартин. Карен Шахназаров стал генеральным директором и председателем правления киноконцерна «Мосфильм» в 1998-м, и экономическое положение киностудии устойчиво, она во многом развивается на собственные доходы. «Мосфильм» сохранил права на свою коллекцию фильмов. Сейчас это одна из крупнейших киностудий Европы и наиболее технически оснащенная отечественная киностудия. Карен Шахназаров провел «Мосфильм» и через тяжелые для экономики и учреждений культуры 2020–2021 годы, а ведь в это время были периоды, когда пандемия полностью останавливала кинопроизводство.

Римас ТУМИНАС, художественный руководитель Театра имени Евг. Вахтангова

Римас Туминас возглавил Театр имени Вахтангова в 2007 году. У него было громкое режиссерское имя, а у Театра Вахтангова — превосходная труппа и славная история. Настоящий день театра в то время был не слишком ярок: в его репертуаре были и превосходные спектакли, но в целом он переживал период безвременья. Туминас прежде ставил в Театре Вахтангова, театр его знал, то, что литовского режиссера пригласили на роль художественного руководителя московского театра, было логично. Но мало кто предполагал, что под его руководством, при помощи приглашенного им директора Кирилла Крока, Театр Вахтангова станет едва ли не самым популярным, самым посещаемым театром Москвы, соперничая с Художественным театром Олега Табакова.

И это многое говорит не только о режиссере и его театре, но и о московской публике. Туминас — серьезный, сложный режиссер. Его лучшие спектакли можно сравнить с поэмами — как и настоящие стихи, они выстроены на метафорах, в них нет прямой повествовательности. Однако его спектакли стали московскими хитами, и это значит, что сетования на то, что люди утратили вкус к настоящему искусству, по меньшей мере, преувеличены.

«Война и мир», последняя премьера Туминаса, стал ярким открытием сезона 2020/2021 годов. Но его значение выходит за рамки текущей театральной жизни: уверены — об этой работе будут говорить и писать и через много лет, как о спектаклях Станиславского и Мейерхольда. У Туминаса были и очень значительные, и великолепные спектакли, такие, о которых уместно говорить в превосходных тонах. Но сейчас он выпустил шедевр: смотреть его «Войну и мир» стоит не раз и не два, наслаждаясь режиссерскими метафорами и игрой актеров, следя за развитием лежащей в основе спектакля мысли. Эта мысль остро-драматична и важна для режиссера, возможно, «Война и мир» — самый искренний из спектаклей Туминаса. Не случайно Наташа в его спектакле, глядя в зеркало, произносит слова из толстовской «Исповеди», над которыми впору задуматься не юной девушке, а немолодому человеку. Вот они в оригинале Толстого:

«...Вопрос состоит в том: «Что выйдет из того, что я делаю нынче, что буду делать завтра, — что выйдет из всей моей жизни?» Иначе выраженный, вопрос будет такой: «Зачем мне жить, зачем чего-нибудь желать, зачем что-нибудь делать?» Еще иначе выразить вопрос можно так: «Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?»

Толстой в спектакле Туминаса порой звучит как Достоевский. Но спектакль так мастерски сделан, что кажется воздушным, легким. Создается впечатление, что в четыре с половиной часа действия уместился весь огромный роман — а это далеко не так. «Война и мир» Туминаса — немногословный спектакль. Он во многом выстроен на музыкально-пластических рефренах, и кажется, что его герои обращаются не столько друг к другу, сколько к мирозданию и Творцу. Работы такого масштаба и значения в нашем театре редки.

Татьяна МРДУЛЯШ, министр культуры Самарской области

Татьяна Мрдуляш работала заместителем директора по развитию Государственной Третьяковской галереи с 2015-го по декабрь 2020-го, в феврале 2021-го была назначена министром культуры Самарской области.

Ее первым кадровым решением стало расторжение контракта с директором главного краеведческого музея Самарской области, музеем Алабина, бывшим вице-мэром Сызрани Владимиром Лисейчевым. Его критиковали за отсутствие концепции развития музея и за то, что тот превратился в центр по проведению выставок-продаж. Лисейчева сменил градозащитник и краевед, сооснователь проекта восстановления исторической среды «Том Сойер Фест», арт-директор фестиваля «Метафест» Андрей Кочетков. Татьяна Мрдуляш поставила перед ним задачу подготовить музей к реновации. После этого стало понятно, что Татьяна Мрдуляш, благодаря которой Третьяковская галерея стала современным, открытым пространством, не боится жестких поступков.

Став министром, Татьяна Мрдуляш поставила перед собой амбициозные задачи. В Самаре велика доля населения с высшим образованием, но по сравнению с этим мала доля посетителей учреждений культуры. Она хотела привести в них людей, заинтересовать самарцев хорошими культурными событиями. И, разумеется, продолжить работу по созданию инфраструктуры учреждений культуры, домов культуры и библиотек. Со времени ее назначения прошло меньше года, но за это время было немало сделано.

В сентябре на очень хорошем уровне в Самаре был проведен фестиваль Шостаковича, в разговор о музыке были вовлечены эксперты международного уровня. Очень интересно прошел фестиваль «ВолгаФест». В музее Алабина запустили проект «Открытые фонды». Летом 2022-го в Самаре состоится новый музыкальный фестиваль «САМ.ФЕСТ». Это будет фестиваль авторской музыки, направленный на выявление талантливых, самодостаточных авторов — исполнителей разных жанров. По словам Татьяны Мрдуляш, «проект станет новой перспективной платформой для объединения и культурного обмена музыкантов со всей России». «САМ.ФЕСТ» должен стать альтернативой и продолжением рок-фестиваля «Рок над Волгой», который проходил в Самарской области с 2009-го по 2013 год.

Новый министр культуры Самарской области делает то, о чем она говорила сразу после вступления в должность: «Здесь, как и во многих регионах страны, есть понимание культуры как своеобразного музея, словно вся культура осталась в прошлом. А что же завтра? Нужен системный перезапуск процессов, чтобы изменить эту парадигму...». И она ее меняет, не оставляя самарцев равнодушными: кого-то удивляет то, что она делает, других это увлекает.

Алексей ЧУПОВ и Наталья МЕРКУЛОВА, кинорежиссеры

С именами кинорежиссеров и сценаристов Алексея Чупова и Натальи Меркуловой связано едва ли не главное событие в жизни отечественного кино в 2021 году. Их фильм «Капитан Волконогов бежал» получил приз за лучший сценарий и приз зрительских симпатий на «Кинотавре»-2021 и номинировался на главный приз Венецианского кинофестиваля. Он ему не достался, и многие отечественные киноманы решили, что это несправедливо.

Чупов и Меркулова превратили рассказ о репрессиях Большого террора в притчу и поместили его в контекст разговора о Добре и Зле, дьявольской и божественной природе людей, они вернули наше кино на территорию больших смыслов. Герой, капитан условного, лишенного примет времени НКВД, спасается от своего начальства (а может, и от судьбы). Он избежит ада, если его простит родственник хотя бы одной из его жертв. Герой пускается в поиски, и на этом пути его ждут тяжелые испытания.

Для нашей страны, с ее трагической историей, разговор такого уровня не скоро перестанет быть актуальным, на Западе понятнее иные, лишенные такого трагического накала вещи — отсюда и решение жюри Венецианского кинофестиваля. У европейцев своя оптика, а нам, в отличие от них, ясно, что существование преисподней, в которую главный герой поначалу не очень верит, необходимо для сугубо земных сдержек и противовесов — это гарантия, что адом не станет земная жизнь.

Об этом фильме можно говорить очень долго. Отдельно — о месте действия, прекрасном и жутком Петербурге-Ленинграде, с его дворцами и трущобами, каналами, граффити, облупленными фасадами. Отдельно об отсылках к «Ивану Грозному» Эйзенштейна. Отдельно о лицах героев...

В последнее время жизнь и искусство шли разными дорогами. Жизнь становилась сложнее и трагичнее, последний пример — пандемия, погрузившая нас в совершенно новое, знакомое лишь по книгам и фильмам о войне пространство трагедии. Мы, незаметно для самих себя, привыкли к миру, в котором внезапно оказались. Трагедия стала рутиной, и уже неважно, что за каждым углом может подстерегать смерть. Сегодняшний человек оказался лицом к лицу с судьбой, а искусство еще живет вчерашним днем, оно не успело отрефлексировать новую реальность. Фильм Чупова и Меркуловой стал исключением, хоть он и говорит не о пандемии, а о власти, вине, прозрении, попытке искупления...

Но это трагедия, и она вполне соотносится с трагизмом нашей новой жизни.

А еще это разговор о сформировавшем нашу историю прошлом — и то, что здесь нет конкретных примет сталинской эпохи, петлиц и околышей униформ, портретов вождей на стенах кабинетов, придает действию универсальный, вневременной характер. Красные спортивные костюмы заменяют сослуживцам капитана Волконогова униформу (тут вспоминаешь и братков из девяностых, и «красных дьяволят», вышедших то ли из старой книжки, то ли из самого ада), работают они в оупенспейс с хрустальной люстрой, и там же играют в мяч. Разные эпохи сливаются с друг другом, а потом (чур нас, чур!) начинает казаться, что речь в этой антиутопии идет и о будущем.

Ирина ГЕРАСИМОВА, генеральный директор — художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра «Орфей», генеральный директор радиостанции «Орфей»

В январе 1991-го свое имя получила радиостанция «Орфей», в 2021 году ей исполнилось тридцать лет. Это значимый юбилей, но на самом деле «Орфей» старше. Гостелерадио СССР запустило его на УКВ в 1960-м как «четвертую программу». Она звучала по советскому трехпрограммнику, нехитрому устройству с переключателем-рычажком, которое висело на каждой кухне. До 1991-го «Орфей» выходил двенадцать часов в сутки, 1 января 1991-го он превратился в круглосуточный музыкальный канал. Но это было только началом: «Орфею» предстоял трудный путь.

В девяностые годы под ударом оказалась вся отечественная культура, не стало исключением и радио. В 1994-м правительство решило сократить время вещания государственных радиостанций. «Орфей» должен был пострадать больше других, его эфирное время уменьшалось на восемь часов в сутки. В 1997-м телерадиофонд отказался предоставлять «Орфею» записи, Государственный дом радиовещания и звукозаписи стал требовать с него деньги. Но «Орфей» отбился, выдержал, справился. Он не потерял ни зоны распространения, ни эфирного времени. В этом огромная заслуга руководившей им с 1995 года Ольги Громовой, отстаивавшей канал и до того, как она стала генеральным директором — главным редактором радиостанции «Орфей». Благодаря ей «Орфей» состоялся как безрекламная образовательно-просветительская радиостанция классической музыки.

Советское радионаследие в большой мере утрачено: нет больше «Театра у микрофона», нет и прежнего Литдрамвещания. А радио «Орфей» живет и развивается, звучит и в ночное время — в автоматическом режиме, без ведущих. По нему можно услышать классическую музыку разных эпох, стран и стилей, от академических жанров до авангарда. Здесь звучат прямые трансляции из лучших концертных залов мира. Не выходя из машины, можно посетить «Ковент-Гарден», Большой театр, Большой зал Консерватории, побывать на Пасхальном фестивале, когда дирижирует Гергиев.

В 2005-м генеральным директором «Орфея» стала Ирина Герасимова. Сейчас она художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра. Вместе с радиостанцией в него входят Академический Большой концертный оркестр имени Юрия Силантьева, Симфонический оркестр радио «Орфей», Академический хор русской песни, Академический большой хор «Мастера хорового пения» и уникальная нотная библиотека, доставшаяся «Орфею» от Гостелерадио СССР. Телерадиоцентр сделан по образцу больших западных государственных, общественных холдингов: собственные музыкальные коллективы нужны им для производства контента.

Высокая культура во всем мире находится под сильным давлением развлекательной индустрии. Поп-музыка, твиттер, телевизионные шоу атакуют драматический театр, серьезную литературу и кино, музеи, классическую музыку. Радио «Орфей» приносит в каждый дом настоящую музыку, от академических жанров до киномузыки, музыки к спектаклям, духовной музыки, фольклора, джаза, классической оперетты. «Орфей» воспитал свою аудиторию, создал традицию, которая передается от взрослых слушателей к их детям, — словом, он стал важной частью нашей культуры. 

Сергей КАРТАШОВ, архитектор-реставратор

Сергей Карташов — архитектор-реставратор, скульптор, художник, в сферу его интересов входит и Владимиро-Суздальское белокаменное зодчество XII–XIII веков. Он руководитель некоммерческого научного проекта «Время собирать камни». Сейчас Сергей Карташов и его команда занимаются спасением белокаменного Георгиевского собора в Юрьев–Польском, одного из немногих домонгольских храмов Центральной России.

Отечественная культура всегда держалась на энтузиастах, в особой мере это касается сохранения художественного наследия. Всем памятно то, что делали Дмитрий Сергеевич Лихачев и Савва Ямщиков, без защиты и помощи энтузиастов судьбы многих памятников культуры будут незавидны и в наши дни. В советскую эпоху речь сначала шла о целенаправленном разрушении того, что было связано с православием, а затем бедой стали невнимание, пренебрежение, равнодушие. В наше время одну из главных угроз представляет несовершенство законодательства. Положение о госзакупках, тендеры, где побеждает самое недорогое предложение, не всегда совместимы с долгой и счастливой жизнью памятника. Здесь часто бывает верной старая русская пословица: «Дорого, да мило». В этой ситуации энтузиасты необходимы, как воздух: они поднимают тревогу, будоражат общественность, пишут коллективные письма в органы власти — очень часто их вмешательство оказывается спасительным.

Своды Георгиевского собора рухнули еще в XV веке, пострадали и фасады. Храм восстановили, но пострадала резьба: мастера Ивана III перепутали части композиций, после их работы остались лишние детали. Немалую лепту в разрушение собора добавила проведенная в 2008–2009 годах некачественная реставрация. Раствор, которым покрыли белокаменную резьбу, отваливался вместе с декором.

«Время собирать камни» работает с археологической лабораторией «Археолаб»: 50-килограммовые камни, детали резьбы, сканируют, делают трехмерную модель, получают точный слепок — тут помогает 3D-принтер. Оригиналы имеют сколы, они пострадали от некачественной реставрации — модели Сергея Карташова полностью совпадают с работами средневековых резчиков по камню. Проекту два года, за это время было отсканировано чуть больше сорока камней. Работы ведутся за счет энтузиастов, деньги собираются через народное финансирование. Это очень долгий труд, но когда-нибудь он будет завершен, и люди увидят Георгиевский собор таким, каким он был во времена наших далеких предков.

Глеб НИКИТИН, губернатор Нижегородской области

В августе 2021 года Нижний Новгород отметил свое 800-летие. Подготовка к празднику длилась пять лет, одним из ее важнейших направлений стала программа «Город 800». В ее рамках шли преобразование и реставрация важных для города мест, она подразделялась на три направления: #Символы800, #Реставрация800 и #Среда800. Реставрация исторических зданий Нижнего Новгорода стала важным событием в культурной жизни нашей страны: это уникальный пример возрождения исторической среды, проведенный качественно, комплексно и в сжатые сроки. В программу вошло порядка ста объектов культурного наследия на территории исторического центра, и в результате город преобразился. Часть исторических зданий была возрождена из руин, части вернули прежний облик, где-то было решено сохранить и приметы советских перестроек. Отношение к прошлому было предельно бережным, и это важно: история города возрождалась во всем ее многообразии. Во время этих работ через руки реставраторов прошло более миллиона кирпичей: каждый кирпич зачищался, реставрировался или докомпоновывался. Часть возрожденных зданий стала музеями. В их интерьерах разместились экспозиции, так город получил музей Горького и Литературный музей. В других часть помещений была приспособлена под исполнение современных функций.

Реставрация отчасти вернула Нижнему Новгороду и облик губернского города, и лицо процветающего торгового центра конца XIX века, когда он стремительно развивался. Отреставрированы Пакгаузы, ажурные металлические конструкции центрального выставочного павильона Всероссийской промышленной выставки 1896 года, их будут использовать для проведения культурных мероприятий. Восстановлена старинная фильтровальная станция, которая в начале прошлого века одной из первых в России стала при очистке воды использовать хлор. Недалеко от Пакгаузов появились копии давно утраченных ажурных шуховских башен, одних из первых в императорской России ЛЭП.

Нижегородская реставрация — это яркий пример комплексного, государственного подхода к возрождению исторического наследия. Тут надо сказать «спасибо» и руководителю нижегородского филиала Российской ассоциации реставраторов Владимиру Молоканову, и руководителю управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Григорию Меламеду, и ректору ННГАСУ Андрею Лапшину. Курировал программу губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Софья БАГДАСАРОВА, писатель и блогер

Современный человек живет в плотном потоке информации, обо всем имеет свое мнение, но часто прискорбно мало знает. При этом многие из нас отвыкли от медленного и вдумчивого чтения: социальные сети приучили людей к литературному фастфуду, серьезные тексты их утомляют. А обладающие экспертным знанием специалисты редко владеют понятным массовой аудитории языком, поэтому их общение с ней часто напоминает разговор немого с глухим. Это касается многих областей знания, в том числе и искусства, особенно современного: далеко не все понимают, чем хорош «Черный квадрат» Малевича и почему Кандинский и Малевич на международных аукционах стоят дороже Репина и Шишкина. Поэтому трудно переоценить то, что делает искусствовед, блогер и писательница Софья Багдасарова, с 2004-го года ведущая в «Живом журнале» блог историка искусства shakko.ru.

У массовой аудитории стилистические разногласия с теми, кто пишет об искусстве. Она их не то чтобы не понимает — просто ей скучно. А Софья Багдасарова разговаривает об искусстве так, что это завораживает людей из социальных сетей: у ее блога 40–50 тысяч просмотров в день. Для тех, кто пишет о культуре, это очень много.

Секрет в сочетании абсолютного знания предмета (Багдасарова — выпускница отделения истории и теории искусства исторического факультета МГУ, ее отец известный историк-византинист) с ярко выраженным литературным даром, ловко маскирующимся под обыденную речь. Наша современная литература не обращается к разговорному языку. Но у того, что делает Софья Багдасарова, есть свой секрет: она очень опытный журналист, 15 лет писавший для разных изданий. А еще она опирается на давнюю отечественную литературную традицию: в том, как пишет Багдасарова, слышны интонации Тэффи, заметна стилистика «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом». Иными словами, она развивает давно утраченную традицию литературного фельетона, блестяще примененную к искусствоведению и социальным сетям. Эксперимент удался: в результате удалось доказать, что современный человек не устал от знания, что он вполне обучаем и хочет отличать хорошее искусство от плохого. Просто разговаривать с ним надо так, чтобы ему не было скучно.

Оксана ОРАЧЕВА, руководитель Благотворительного фонда Владимира Потанина

Один из старейших благотворительных фондов России — Благотворительный фонд Владимира Потанина первым поспешил на помощь НКО, в том числе в сфере культуры, когда волна коронавирусных ограничений только-только накрыла нашу страну. Уже в конце марта 2020 года глава «Норникеля» пожертвовал для этих целей дополнительный миллиард рублей.

Этой осенью Фонд Потанина провел новый конкурс для поддержки НКО в пандемию. Его грантовый фонд составил 308 миллионов рублей. Поддержку получат организации сферы культуры и НКО, победившие в антикризисных конкурсах Фонда Потанина «Новое измерение», «Общее дело» и в номинации «Системный эффект» «Школы филантропии».

Надо сказать, что с помощью таких конкурсов Фонд год за годом меняет социокультурный ландшафт регионов, поскольку основная часть проектов ориентирована именно на провинцию. И та отвечает взаимностью — вырос интерес к культурным инициативам, которые особенным образом встраиваются в территорию. Эти проекты становятся объединяющими, привлекают внимание к своему городу, к своему поселению.

Например, сейчас активно развиваются культурные проекты в Екатеринбурге. Их спектр очень широк: начиная с открытия культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал» и заканчивая различными проектами по продвижению авангарда. Развиваются культурные проекты и за пределами крупных городов, и это то, что помогает этим территориям возродиться. Например, Фонд поддерживал инициативы на севере Архангельской области, связанные с сохранением деревянного зодчества. Помогает благотворительная организация и «оживить» объекты индустриального наследия. Так, Фонд запустил конкурс «Индустриальный эксперимент». И за всем этим стоит ежедневная работа главы Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксаны Орачевой. Поэтому мы считаем ее человеком года. 

Материал опубликован в спецномере газеты «Культура» от 15 декабря 2021 года.