Министр культуры обсудила с президентом социальное кино

Елена СЕРДЕЧНОВА

08.12.2020

Фото: пресс-служба президента РФ.


7 декабря состоялась встреча президента Владимира Путина и министра культуры Ольги Любимовой. На ней обсудили предложения Минкульта в сфере кино, театра и сохранения культурного наследия.

Начался разговор с очень важной темы, о которой уже писала «Культура», — положения детских школ искусств. Глава государства в очередной раз заявил, что они не должны становиться «кружками». Было уделено внимание и проблеме сохранения объектов культурного наследия — Минкульт подготовил для этого программу по консервации памятников. Но, пожалуй, самыми интересными оказались предложения ведомства по созданию новых конкурсов как для кинокартин, так и для спектаклей.

Министерство культуры планирует создать отдельный конкурс социально значимых картин. Конечно, в России есть Фонд кино, который занимается социальной и экономической поддержкой отечественной кинематографии уже много лет. Он поучаствовал в появлении десятков самых разных кинокартин, начиная от комедии и заканчивая трагедией. Но в то же время существует потребность в картинах с социальной «нагрузкой».

Г-жа Любимова считает, что профессиональная среда прекрасно осознает необходимость выделения средств именно на создание социально значимых фильмов.

— Нам нужен отдельный честный конкурс социально значимых картин. У нас есть определенное количество тем, которые нам нужны, — говорит глава ведомства. — Повзрослела наша профессиональная среда, которая прекрасно понимает, что есть Фонд кино, где есть зрительское кино, где есть много романтических комедий, и это тоже правильно, у нас нет плохих жанров. Но тем не менее есть определенные задачи, которые стоят перед министерством и которые требуют решения. Это очень важная история, связанная и с игровым кино, и с неигровым кино, и не только с круглыми датами. Очень хочется, конечно, чтобы эта тема была поддержана.

Сценарист, историк Григорий Шугаев говорит «Культуре», что финансирование социально значимого кино — радостное явление, а государство обязано финансировать важные с точки зрения общества картины.

— Некоторые люди упрекают государство в том, что оно финансово поддерживает кинопроекты, которые не окупаются в прокате. Я же считаю, что Минкульт существует для того, чтобы поддерживать культуру. А кино является ее частью. Ведомство должно давать деньги не на те фильмы, которые и так окупятся, а на те, что не принесут дохода, но будут полезны для населения, — говорит он. — Государство имеет право и, более того, должно финансировать важные с его точки зрения проекты. Другой вопрос, каков будет механизм выделения средств на социально значимые фильмы. Но само по себе это радостное явление. Очень правильно.

Режиссер Илья Максимов согласен с точкой зрения, изложенной г-ном Шугаевым, он считает, что это было бы очень хорошо и для рынка, и для страны.

— Это будет дополнительный внятный рынок для участников. Думаю, что все будет организовано достаточно прозрачно: честный конкурс, позволяющий отобрать картины с социально значимыми темами. Например, безработица или то, что молодые люди не хотят создавать браки, или любые другие темы, актуальные на данный момент. Это же очень важно для общества. При этом не стоит ждать, что фильмы не будут иметь художественную ценность. Вспомните прекрасный остросоциальный фильм «Курьер» Карена Шахназарова, который сейчас является золотым фондом нашего кино. Это очень хорошо, что Минкульт решился на такой проект, — говорит режиссер.

Этот проект — не единственный, на который идет Министерство культуры. Г-жа Любимова рассказала и о планах создать программу, «связанную с открытой формой защиты театральных проектов, посвященных русской классике».

— Это будет новая, совершенно отдельная программа внутри Министерства культуры, связанная с открытой формой защиты театральных проектов, посвященных русской классике, — говорит глава ведомства. — Речь идет о произведениях из школьной программы и из программ, посвященных юбилеям наших классиков. Например, Федора Михайловича Достоевского, которому исполняется 200 лет, или Ивана Алексеевича Бунина, которому исполняется 150.

Г-жа Любимова надеется, что этот федеральный конкурс, а программа будет реализовываться именно через него, позволит добавить в репертуары российских театров классические произведения, а затем показать их в регионах с помощью программы «Большие гастроли».

— В новом конкурсе на поддержку сможет претендовать не только федеральный театр, но и региональный, и детский театр, — делится министр. — Хороший спектакль живет 20–25 лет, например, «Юнона и Авось» или «Том Сойер», на который ходила я сама, а потом ходили мои дети. Эти спектакли актуальны до сих пор. Такого рода постановки мы и хотели бы поддержать, а затем показать их публике с помощью программы «Большие гастроли».

Собеседник «Культуры» Григорий Шугаев отмечает, что поддерживать можно не только русскую классику.

— Я думаю, что в отечественном театре не хватает современных пьес. В советское время их было очень много. Сразу можно назвать драматургов — Арбузов, Вампилов, Радзинский. Но сейчас то, что мы видим в театре, это просто ужас. А классику — ее и так все ставят. Сколько у нас «Чаек» поставлено за последнее время, и не сосчитать, — говорит он. — Логичнее было бы поддерживать именно пьесы современных авторов.

Насколько необходимо поддерживать русские классические произведения на подмостках — вопрос может быть спорный, однако точку в обсуждении поставил глава государства, оценив перечисленные программы, как хорошие.

Фото: пресс-служба Президента РФ