22.03.2018
культура: Сегодня Ваш театр известен во всем мире. А как к нему относились в первые годы существования?
Чикишев: Театр — довольно сложное творчество. Научить ребенка импровизировать, танцевать композиции и сочинять их — задача непростая. Но именно на это больше всего и откликаются дети. За 32 года всегда находились люди, которые протягивали руку помощи, поддерживали и добрым словом, и материально. Их было не так уж и много. Среди них как нижегородцы, так и люди из-за рубежа. Сначала они приезжали к нам, затем стали приглашать к себе. Мы объездили много стран: США, Канада, Франция, Люксембург, Финляндия, Швейцария, Англия, Бельгия, Чехия, Дания, Турция, Австрия, Монако, Китай и другие. Только что отыграли спектакль в школе при посольстве Германии в Москве. Через час выезжаем в аэропорт, чтобы лететь в Германию.
культура: Ваши представления не похожи на художественную самодеятельность. Все профессионально. А главное, спектакли в таком жанре, которого больше нигде не увидишь.
Чикишев: Нас за рубежом называют театром тишины. Дети играют от души, выражая свои чувства через пантомиму и элементы клоунады. Они танцуют, причем не только на ногах, но и на руках, радостно кувыркаются, производят акробатические прыжки. Своими эмоциями заряжают других. Сегодня у нас два зала — на 24 и 96 мест. Когда-то мы об этом могли только мечтать, но сейчас и их уже не хватает. Чтобы посмотреть представления, зрители выстраиваются в очередь. Кроме этого, у нас много выездных выступлений в больницах, в детских домах, в клубах и много где еще. Но задача у нас не в том, чтобы стать популярными. Театр «Пиано» — это такой мостик между миром тишины наших воспитанников и всем огромным миром. Главное, чтобы те не замыкались на своей болезни, а были активными. А что, как не творческая атмосфера, способствует этому? Она-то по большей части и воспитывает. Мы придерживаемся греческого суждения: театр — это лекарство для города. Дети усваивают, что мир откликается только тогда, когда сам отдаешь себя ему. Те, кто не отдает, вырастают потребителями.
культура: Все воспитанники интерната играют в труппе?
Чикишев: Да, через «Пиано» проходит каждый. Сейчас воспитанников шестьдесят семь. Никакого жесткого отбора в актеры нет. Другое дело, что не все способны быть артистами. Активно занимаются человек двадцать — они очень любят это делать и не мыслят себя без художественного мира, который они создают на сцене. Без него обыденная жизнь уже не видится полноценной. Конечно, за все годы существования театра многие наши актеры выросли, но сегодня они все в искусстве. К примеру, наша звезда Женя Валуев ставит свои спектакли.
культура: Как Вы общаетесь с воспитанниками на репетициях? На языке жестов?
Чикишев: И так тоже. Но дети умеют и читать по губам. Все, кто видел наши спектакли, убеждены, что воспитанники танцуют, понимая музыку какими-то фибрами души. Выступление наших актеров производит очень сильное впечатление, и не только на рядовых зрителей, но и на театральных профессионалов. За все время существования «Пиано» мы принимали участие в нескольких десятках фестивалей.
культура: Насколько мне известно, благодаря театру улучшилось и материальное положение интерната?
Чикишев: Да, у нас появилась возможность планировать что-то на перспективу, заниматься постановками, реализовывать новые проекты. В наших планах поездка на Всемирный фестиваль детских театров.
культура: Ваша работа требует большой самоотдачи. Семья поддерживает?
Чикишев: Семья поддерживает полностью. Близкие — это мои единомышленники. В интернат я пришел работать вместе с женой Мариной, которая стала художником-постановщиком театра. Сын Даниил в недавнем прошлом был педагогом нашего театра, а дочь Настя — актриса, сурдопереводчик и педагог.
культура: Кем Вы себя больше ощущаете: учителем или руководителем театра?
Чикишев: Сегодня одно без другого я и не представляю. Моя задача — адаптация детей к повседневной жизни. Наш маленький «Пиано» развернут к этому миру лицом. Слава Богу, что есть жанр, который позволяет понимать сценическое действо без слов. Музыка и движение — интернациональный язык. Я это уяснил еще в молодости, на занятиях в любительском театре пантомимы у Анатолия Малафеева. А когда пришел работать в интернат, то сразу понял, что дети могут развиваться только в одном случае — если они будут пробовать свои силы. Жизнь меняется ежесекундно, и если ребенок с ограниченными возможностями не начнет действовать, то не сможет преодолеть свой страх перед жизнью. Назидательная модель «слушай меня, делай как я» почему-то работает в противоположную сторону. Тогда мне и пришла в голову мысль, совместить педагогические постулаты по адаптации с творчеством, ведь больше всего на свете дети любят играть. А театр — это тоже игра. Именно он может помочь воспитанникам стать активными авторами. Главное — чтобы они почувствовали себя в пространстве фантазии. Этим мы и начали заниматься на сцене — развивать свое воображение. Позже появился еще один важный психологический фактор к тому, что мы делали, — деятельность наших воспитанников начали оценивать. А оценка и тем более успех — очень важны для детей с ограниченными возможностями.
Фото на анонсе: PHOTOXPRESS