Явка обязательна

Николай ФИГУРОВСКИЙ

15.03.2018

Через два дня в России состоятся президентские выборы. Нынешняя избирательная кампания наверняка войдет в учебники совершенно беспрецедентным для российской жизни размахом агитации за само участие граждан в голосовании. Впервые за долгое время ролики о том, что нужно идти к избирательным участкам, легко били по популярности пропагандистские призывы почти всех кандидатов, а пользователи Сети окончательно стали ключевым адресатом предвыборных обещаний.

Возвращение из равнодушия

Активно продвигаемая в последние годы позиция самоустранения от выборов («зачем идти, без нас все решат») была придумана некоторыми политиками с целью в дальнейшем оспаривать легитимность результатов голосования. Но бойкот ударил по самим авторам идеи: одним не хватало голосов для победы или хотя бы выхода во второй тур, другие, не добрав поддержки избирателей, лишались государственного финансирования (по закону партия, собравшая на выборах хотя бы три процента голосов, автоматически начинает получать средства на существование из госбюджета). А государство в результате столкнулось с возросшим равнодушием граждан.

С этой тенденцией пришлось бороться.

За прошедший президентский срок изменилось выборное законодательство, оно стало более современным. Были отменены открепительные удостоверения, вместо них ввели свободный выбор места голосования. Теперь каждый гражданин может прийти на участок и зарегистрироваться в любом МФЦ, избиркоме или на портале государственных услуг в интернете. В условиях, когда миллионы людей живут на съемных квартирах, находятся в день голосования не дома, а на рабочих местах, в командировках или просто в отъезде, это решение пришлось ко двору. Кое-где в московских МФЦ — невиданное дело — даже стали возникать очереди из желающих поменять место голосования.

Коммуникация на всех уровнях

В этом году организаторы выборов предприняли все возможное, чтобы задействовать для агитации все средства массовых коммуникаций.

На консервативное старшее поколение были рассчитаны вполне традиционные спокойные ролики и сюжеты основных федеральных каналов. Но впервые к лидерам вещания присоединились неформальные молодежные телеканалы СТС и ТНТ, выпустившие серию видеосюжетов с известными актерами, героями фильмов и развлекательных шоу, пропагандирующими поход на выборы как модное и «крутое» мероприятие. На молодежном сленге все это называется «движуха».

Одновременно к пробуждению интереса к выборам подключились политтехнологи, выбросившие на просторы интернета серию «вирусных» роликов.

Самый скандальный из них, с Сергеем Буруновым в главной роли, вобрал в себя все возможные общественные страхи: уже немолодой равнодушный герой игнорирует выборы, в результате на следующий день его призывают в армию, оплата школьной охраны для сына начинает стоить четыре миллиона в месяц, в квартиру вселяют «гея на передержке», и даже в туалет спокойно сходить нельзя, ведь количество посещений ограничено... Прочие видеопризывы были не такими шокирующими, но не менее интересными: ролик для впервые голосующих (по мотивам Гарри Поттера) — история про молодую пару в ночном клубе («Ты не ходил голосовать? Какой же ты взрослый...»), сюжет про беременную женщину, умоляющую таксиста гнать побыстрее — он думает, что в роддом, а оказывается, на избирательный участок. Блестящее остроумие на грани фола сыграло свою роль, количество просмотров приблизилось к миллиону, а описанные ситуации немедленно стали интернет-мемами, ушли в народ.

Подобного медийного успеха не случалось давно. Отличие нынешних выборов в том, что в 2018-м смысловая нагрузка берущих за душу материалов оказалась направлена не против отдельных кандидатов, а на призыв к гражданам воспользоваться избирательным правом.

Что скажет купечество?

Не остался в стороне и реальный сектор.

Традиционно выступили профсоюзы, рассказавшие об организации голосования через крупные компании, а небольшими (где, как правило, профкомов нет) занялась Московская торгово-промышленная палата, выпустившая специальную методичку, объясняющую правила голосования. О тех, кто во время выборов будет вдали от дома, позаботились «выездные» отделения участковых избирательных комиссий на вокзалах и в аэропортах. Плакаты с напоминанием о дне голосования размещались на автозаправках, в сетевых супермаркетах и ресторанах быстрого питания. Выборная реклама стала появляться при подключении к бесплатному Wi-Fi в московском общественном транспорте, пользовании банкоматами и мобильными приложениями. Одним словом, большой и малый бизнес увлеченно включился в процесс агитации «за явку», что, в общем, объяснимо: предпринимателям необходима политическая стабильность, а ее как раз дает общественный консенсус.

Не на что жаловаться

Еще одним интересным признаком нынешних выборов стало почти полное отсутствие противодействия усилиям государства со стороны оппозиционно настроенных общественных групп. Оказалось, жаловаться им почти не на что: агитация за кандидатов проходит «в рамках», а информирование о выборах — вещь вполне законная и никого не задевающая.

Государство всеми возможными средствами старается напомнить положение Конституции о том, что именно многонациональный российский народ является и источником власти, и ее творцом.

Будущему президенту придется решать массу жизненно важных для России вопросов и внутри страны, и на международной арене: разбираться с экономическими санкциями, привлекать инвестиции, быть на равных с лидерами других государств. И тогда количество людей, пришедших на выборы, будет иметь вполне осязаемое значение: мировой истеблишмент очень внимательно следит за «котировками» не только акций, но и голосов избирателей.

Публиковать данные социологических опросов мы не станем, ограничимся предположением о том, что явка в воскресенье окажется на достойном уровне — для этого были приложены и творческие, и технические усилия. А уж за кого голосовать, пусть каждый определится сам.


Алексей Зудин, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований:

— Определяющим для нынешних выборов является то, что в течение последних 18 лет в нашей политике основную роль играет Владимир Путин — президент, который, вопреки обычным закономерностям, по мере пребывания у власти лишь наращивал авторитет и в российском обществе, и в элитах.

При этом во всех кампаниях, которые у нас проводились, принимали участие другие претенденты, представлявшие различные политические силы, то есть в каждом случае сочетались плебисцитарное и конкурентное начала, все полностью соответствовало демократической традиции, кто бы ни утверждал обратное.

Еще один важный аспект. После голосования должно произойти закрепление траектории суверенного развития России и окончательное ее превращение в самостоятельный центр меняющегося миропорядка. Главным для понимания особенностей этой траектории является осознание важности обеих ее характеристик, не только суверенитет, но и развитие, то есть последовательное решение тех общенациональных задач, которые стоят перед нашей страной, повышение качества жизни людей.

Не случайно, когда Владимир Путин в Послании Федеральному собранию стал перечислять приоритетные задачи, которые стоят перед страной, первым пунктом было социальное развитие. Все остальное, о чем было сказано в выступлении, а это исключительно важные в нынешней ситуации вопросы повышения обороноспособности, модернизации российских вооруженных сил, развития экономики, так или иначе подчинено улучшению социальной ситуации внутри страны.

Кирилл Бенедиктов, политолог, писатель:

— Главное ощущение от предвыборной кампании – 2018: все стало на порядок серьезнее, чем раньше. В силу политических традиций, сложившихся в России в последние десятилетия, избиратель голосует не за партии и даже не за платформы. Выбор предельно персонифицирован: есть кандидат Х и кандидат Y. За одного из них нужно поставить галочку. В деталях предвыборных программ разбирается далеко не каждый. В лучшем случае при обсуждении вспоминают один-два лозунга, и то не всегда соответствующих реальности.

С начала этого столетия политический ландшафт России формируется вокруг фигуры Владимира Путина. Реальную  конкуренцию ему до сих пор не мог составить никто: все остальные фигуры на политической доске в разы уступали и по популярности, и по политическому весу. Вряд ли эти слова можно счесть агитацией, любой из кандидатов под ними, я уверен, подписался бы.

Важнейшим же фактором, оказавшим влияние на нынешнюю президентскую кампанию, стал кризис в международных отношениях, начало которому положило возвращение Крыма в родную гавань — первая в постсоветской истории страны реальная попытка отечественной Реконкисты. Запад после короткого периода растерянности занял жесткую антироссийскую политику, четко дав понять, что никогда не смирится с восстановлением влияния нашей страны. С того момента и до настоящего времени Россия испытывает постоянное давление со стороны США, ЕС и союзных им стран.

Драматические события последнего времени (обострение ситуации в Сирии, резкое ухудшение отношений между Лондоном и Москвой, атака в Совбезе ООН и т.д.) превращают выборы президента России из важного, но не выходящего за рамки нормы демократического процесса в экстраординарное мероприятие, от которого в буквальном смысле зависит наш суверенитет. Выбирают, по сути, не президента, а главнокомандующего.

Еще одним серьезным отличием нынешних выборов от предыдущих является влияние нового внешнего фактора: в мире растет роль «популистского момента» (термин бельгийского политического философа Шанталь Муфф). Леволиберальная идеология, определяющая политику стран ЕС и до недавнего времени доминировавшая в США, с боями сдает свои позиции как правым, так и левым популистам. Референдум по Брекзиту летом 2016 года, победа Трампа на выборах, усиление евроскептиков в Австрии, Чехии, Венгрии и других европейских странах, недавний триумф  популистов на выборах в Италии — все это явные признаки широкого распространения политического течения. Тренд не может не затрагивать Россию. Наша страна, к сожалению, сегодня больна социальным неравенством и, следовательно, является идеальной средой для подобных экспериментов. Не ответить на вызов «популистского момента» было невозможно, но нельзя было его профанировать, поручив ответ на него старым актерам политического театра. Именно с этим связано появление на выборах-2018 свежего кандидата от КПРФ, который и должен стать воплощением левопопулистской повестки в современной России.

Общемировая «мода» на это направление и обусловила неожиданно высокий рейтинг мало кому известного предпринимателя буквально с первых же дней его вступления в президентскую гонку.

В действительности, чем больше процентов наберет кандидат-популист, тем это объективно лучше для фаворита президентской кампании, поскольку высокий результат соперника подчеркивает честную (без поддавков) борьбу на этих выборах. Итак, три основных отличия кампании-2018: ее мобилизационный характер, реальная конкуренция и влияние общемирового «популистского момента».

Константин Затулин, директор Института стран СНГ:

— Безусловно, наиболее яркое впечатление от кампании — это выступление главы государства с Посланием Федеральному собранию. Оно недаром остается в центре внимания не только в России, но и за рубежом.

Отдельно хотелось бы отметить усилия избирательной комиссии и то, как Элла Памфилова правильно и достойно выполняла свою непростую работу.

Что же касается персоналий, то, думаю, решение коммунистов поставить на новую фигуру исходило из внутренних обстоятельств. Тот факт, что и во главе КПРФ, и во главе ЛДПР политические старожилы, играет свою роль. Но если для ЛДПР это не имеет значения, то в компартии ситуация совершенно иная. Если бы Зюганов уступил в предвыборной гонке говорливому Жириновскому, то у него в дальнейшем возникли бы проблемы с партийной организацией. И он предпочел сыграть на обновление. Этот расчет в определенной степени удался. Мне не понравилось то, что с определенного момента средства массовой информации стали уделять чрезмерно пристальное внимание кандидату от левых. Нападки, на мой взгляд, только создали ему дополнительный рейтинг, хотя планировалось, очевидно, противоположное.

Кроме того, был дан определенный гандикап Ксении Собчак. Возможно, она и перехватит популярность среди либеральной интеллигенции, но напомню, что она подвергла сомнению целостность страны.

Наконец, Владимир Жириновский. Мне кажется, чем скорее принятый им стиль отойдет в прошлое, чем чаще мы будем вести серьезный разговор в уважительном тоне о проблемах, которые стоят перед страной, тем лучше будет для наших избирателей и для нас самих.


Дмитрий Орлов, политолог, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций «АПЭК»:

— В прошедшей кампании можно выделить несколько ярких моментов. Один из самых важных, его обязательно нужно отметить, — внимание власти и избирательных комиссий к молодежной и активистской аудитории. Отдельно стоит упомянуть о работе в социальных сетях, ее вели все игроки.

Кроме того, наступила «осень» сразу для двух патриархов — Жириновского и Явлинского. И если Владимир Вольфович еще мобилизовался, даже в последние дни, то о Григории Алексеевиче этого сказать нельзя. А вот Ксения Собчак довольно активно начинает свой путь на этом поприще, полагаю, мы еще увидим ее партийные проекты и инициативы на региональном уровне. Полагаю, и на этих выборах, и на последующих она будет основным игроком на либеральном фланге.

Предвыборная кампания продемонстрировала высокую степень мобилизации граждан. Поэтому думаю, что если явка на выборах будет примерно сопоставимой с наблюдавшейся в 2012 году, то состав избирателей несколько изменится, молодых и активных людей, часто перемещающихся по стране, не привязанных к постоянному месту жительства, в структуре проголосовавших будет больше.


Иллюстрация на анонсе: Виталий Подвицкий