Сносная работа

Августин СЕВЕРИН

23.03.2017

Столица решила окончательно распрощаться с пятиэтажками — первенцами эпохи массового домостроения, спасшими Москву от тесноты бараков и коммуналок. Сегодня никакой капремонт им уже не поможет: наследие 60-х годов настолько обветшало, что в скором времени будет представлять опасность для жильцов. Планы властей впечатляют: должно исчезнуть около восьми тысяч домов — это в 4,5 раза больше, чем в ходе первой волны сноса хрущевок, при прежнем руководстве города. «Культура» выяснила, куда переедут москвичи.


Пять дней — и дом готов

Решение переселить горожан из панельных пятиэтажек в современные и комфортабельные дома принято не на пустом месте: проблема хрущевок входит в первую тройку по количеству частных жалоб в мэрию Москвы и другие инстанции. Поступило уже более 250 тысяч обращений с просьбами о помощи: дальше, мол, так жить нельзя. 

— Снос оставшихся пятиэтажек будет значительным подспорьем в обновлении всего города, улучшении экологической ситуации, транспортной ситуации, создании новой городской среды, — сказал мэр столицы Сергей Собянин после того, как обсудил этот вопрос с президентом Владимиром Путиным. — Один миллион 600 тысяч жителей города получат новое современное жилье взамен ветхого, которое через 10–20 лет просто станет аварийным, несмотря на наши усилия в его ремонте.

Попытки строить панельные дома предпринимались еще с конца 40-х годов. Один из тех «динозавров», правда, помоложе, жив до сих пор — это четырехэтажка под номером 16 на улице Гримау, появившаяся в 1957-м. История же индустриального домостроения началась с серии К-7, разработанной архитектором Виталием Лагутенко, кстати, родным дедом популярного сегодня музыканта. В 1961-м для того, чтобы наладить производство панелей, в столице был создан крупнейший на тот момент в мире домостроительный комбинат, известный нынче как ДСК-1. Это событие без преувеличения стало революцией в строительном деле. Старейший работник ДСК Станислав Тимохин вспоминал: «Поначалу были определенные проблемы. Заводы научились быстро делать продукцию, а строители монтировать — не научились. Приходим — склады забиты. А потом строители тоже вышли на такой ритм. Так как дома были довольно элементарными в сборке, то со временем дело пошло быстрее: пришла бригада — и 60-квартирный пятиэтажный дом через 15 дней готов». 

И это еще не предел: по свидетельству москвоведа Александра Усольцева, бригада ленинградских мастеров возвела дом за пять суток. Таким темпам наши современники могут только позавидовать. В результате по масштабам жилищного строительства Москва обогнала ведущие мегаполисы мира. За долговечностью особо не гнались, упрощая технологию ради скорости: предполагалось, что спустя четверть века эти здания будут снесены, их заменят на что-то более актуальное. Но, как говорится, загад не бывает богат: снос первых панелек начался только в самом конце прошлого столетия.

Под ковш — кварталами

О необходимости обновления жилья шла речь еще в 80-е годы, однако случилась перестройка, затем лихие 90-е, возможность заняться «хрущобным вопросом» появилась только в 1999-м. В большинстве случаев расходы брали на себя инвесторы: город предоставлял землю, а застройщик возводил дома «с запасом»: часть сохранял за собой, часть отдавал переселенцам. Завершить программу планировалось к 2009 году. Поначалу все шло благополучно, пока работа велась по графику успели снести 70 процентов намеченного, однако время опять внесло коррективы. Из-за экономических трудностей в стране и мире темпы резко снизились. 

И вот теперь смогли вернуться к теме. Более того, решить проблему взялись радикально: ликвидировать панельки как класс. Начали с расчистки законодательного поля. 10 марта депутаты Владимир Ресин и Галина Хованская, представляющие в Госдуме интересы московских избирателей, внесли на рассмотрение парламента законопроект о реновации жилья в столице — изменения в ряд действующих законов.

В частности, будет четче прописан порядок переселения жильцов из сносимых домов. Очень важная задача — сокращение сроков строительства новых квадратных метров. Ожидается, что благодаря нововведениям время с момента принятия градостроительного решения до готовности к заселению сократится почти вдвое: с 3,5 до двух лет. На следующем этапе определят конкретные объекты под снос. Причем принципы отбора радикально отличаются от теперешних. Сейчас сносят по сериям домов. А будут — по кварталам. В стройкомплексе столицы корреспонденту «Культуры» так и сказали:

— Никаких «сносимых» серий в новой программе не будет. Реновация планируется в поквартальном режиме и целиком будет зависеть от желания жителей. Если москвичи из конкретного квартала не захотят вступить в программу, то переселять их и сносить дома никто не станет, независимо от того, какой они серии.

В программу, скорее всего, войдут также ветхие и аварийные трех- и четырехэтажки, дома барачного типа и прочее устаревшее жилье. Законопроект предполагает, что списки пополнят объекты, «которые попадают в границы подлежащей реновации территории и являются аналогичными по своим конструктивным характеристикам многоквартирным домам первого периода индустриального домостроения». По предварительным данным, всего в городе может быть снесено 7934 здания, в которых сегодня проживает около 1,6 миллиона человек. Больше всего претендентов на снос — в Восточном округе, там общая площадь жилья составляет более 5,7 миллиона квадратных метров. На втором-третьем местах — Юго-Запад и Северо-Восток, соответственно 2,7 и 2,5 миллиона квадратных метров. Меньше всего устаревших домов в Центральном округе и Зеленограде, здесь площадь назначенного к сносу — 698,6 и 111,7 тыс. квадратных метров.

Изучением мнения москвичей власти планируют заняться сразу после того, как федеральные и московские законодатели устранят все юридические препятствия.

Спецсерия для переселенцев

Впрочем, в столичном руководстве надеются, что большого количества отказов от переселения быть не должно, слишком уж выгодно предложение. Судите сами: площадь нового жилья наверняка увеличится.

— Квартиры будут минимум на 20–25 процентов больше, — уверяет председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов. — Особенно от переезда выиграют те, кто успел встать в очередь на улучшение жилищных условий: они получат квартиры исходя из действующей сегодня нормы 18 квадратных метров на одного жильца.

Для остальных переселенцев размер жилой площади, скорее всего, останется таким же, как и по старому адресу, но в целом квартира окажется просторнее. Потому что пятиметровых кухонь в современных домах уже просто не существует, санузлы тоже вместительнее, в прихожих есть где развернуться, кладовки имеются в обязательном порядке. 

Некоторые москвичи по разным причинам еще не приватизировали свое жилье. Никакой дискриминации по отношению к ним не будет: заключат новый договор социального найма, а право на приватизацию сохранится, подчеркнул Степан Орлов. И «за Можай» тоже загонять не станут — как и всех остальных, переселят по соседству. 

Что касается собственников жилья, то им новые квартиры предоставят на основании договора мены с городом. 

Другая хорошая новость — власти приняли решение прекратить взимать с обитателей хрущевок налог на капитальный ремонт, а уже собранные деньги пойдут на сооружение тех самых новостроек. 

— Переселение решено проводить в тот же административный район, в котором находится сносимый дом, либо в районы, к нему примыкающие, — поясняет Степан Орлов. — Исключение — Зеленоград, ЦАО и ТиНАО, там оно пройдет в масштабах округа. Естественно, отправлять горожан в какие-то глухие места никто не собирается. И не стоит забывать о том, что если жильцы переселяться не захотят, их дом сноситься не будет.

А если в той или иной пятиэтажке не будет единодушия: одни захотят уехать, другие же предпочтут остаться? По мнению парламентария, это тоже вопрос решаемый, но прежде следует разобраться с первоочередными проблемами.

Будущие новоселы опасаются: не дадут ли им жилье, мягко говоря, не намного более высокого качества, нежели то, которое предлагают покинуть? Разумеется, расселять хрущевки намечается совсем не в такие дома, квартиры в которых девелоперы выставляют на продажу за баснословные деньги. Понятно, что раздаривать квадратные метры город не в состоянии. Хотя в метрах переселенцы не потеряют, это однозначно. Возможно, соответствующий пункт даже закрепят законодательно. 

Во что все воплотится, скоро можно будет увидеть в Солнцево — там, между Боровским шоссе и Киевским направлением железной дороги, уже идет строительство домов-кварталов по новым стандартам.

Оказывается, еще два года назад мэр столицы подписал постановление, определившее требования к сериям панельных домов для переселения.

— Основу новой идеологии я бы сформулировал так: домостроительный комбинат должен делать не конкретную модель дома, которая после сотни, а то и тысячи повторений вызывает, скорее, уныние, каким бы прекрасным ни был проект, а детали, из которых можно собрать бесконечное количество не повторяющихся домов, — пояснил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Каждая серия должна предлагать несколько типов зданий от 6 до 16 этажей. Имея такой «конструктор», удастся проектировать дома-кварталы, где ни один подъезд не похож на другой. Дополнительную индивидуальность каждому проекту придаст разнообразие фасадов — они могут различаться как по цвету, так и по конструкции и отделке.

Еще один существенный момент: в новостройках не предусмотрены квартиры на столь непопулярных первых этажах — это место отдадут магазинчикам и бытовым службам. 

А вот говорить о конкретных сроках реализации программы пока преждевременно.

— График переселения составим уже после принятия необходимых федеральных законов и обработки мнений москвичей по вопросам смены жилья, — пояснили в Комплексе градостроительной политики и строительства города. Сейчас как раз ведется эта работа — организуется алгоритм учета мнений горожан о грандиозном проекте.


Моя любовь на пятом этаже

Отечественные режиссеры и драматурги всегда чутко улавливали настроения общества. Естественно, массовое строительство хрущевок не ускользнуло от их пристального взгляда.   

«Черемушки», 1963 год

Первым заметным фильмом, воспевшим появление хрущевок, стал мюзикл «Черемушки» Герберта Раппапорта. Музыку написал выдающийся композитор Дмитрий Шостакович. По сюжету главные герои, наконец, получили возможность перебраться из ветхого жилья в новый пятиэтажный микрорайон. Раппапорт показал необыкновенный душевный подъем молодого советского человека, который порядком устал ютиться по коммуналкам и подвалам. «Ты, чудак, какая же любовь в общежитии? Любовь простора требует», — произносит один из персонажей. Жизнь, протекающая на глазах у соседей, утомила людей. Оттого хрущевки, кажущиеся нам сегодня практически непригодными, в то время воспринимались как спасение. Картина наполнена радостью, щемящим светом и, конечно же, песнями. Люди строили «свое» и были безмерно счастливы. У простого советского человека появилось не только общественное, но и личное пространство.  

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965 год

Комедия Леонида Гайдая — классика отечественного кинематографа. В новелле «Напарник» Шурик перевоспитывал мрачного типа, отлынивающего от работы.  Мало кто знает, что сценаристы Морис Слободской и Яков Костюковский написали немного другой вариант истории под названием «Несерьезные люди», и лишь в умелых руках Гайдая сюжет приобрел узнаваемые черты эпохи, а местом действия стала стройплощадка хрущевок. «Представьте, какой замечательный жилмассив тут будет создан. Только в нем одном будет установлено 740 газовых плит. То есть ровно в 740 раз больше, чем было во всем нашем городе до 1913 года», — гордо рапортует прораб в исполнении Михаила Пуговкина. Действительно, лишь перебравшись в отдельные, пусть и малогабаритные, квартиры, многие люди узнали, что такое современные удобства в виде туалета в доме, газа, горячей воды и отопления. 

«Отпуск в сентябре», 1979 год

На пике «застоя» в стране уже пропала эйфория от массовой застройки. Режиссеры и драматурги начали уделять внимание не градообразующей политике, а человеку со всеми его душевными терзаниями. Стремились заглянуть в окна жителей большой страны и попытаться понять, что их волнует. «Отпуск в сентябре» Виталия Мельникова снимали по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Главный герой инженер Виктор Зилов (Олег Даль), типичный интеллигент своего времени, получает квартиру в хрущевке. Однако долгожданным метрам не особо и рад. Зилов переживает кризис, пьет, заводит бессмысленные романы. В итоге пытается свести счеты с жизнью. Картину безысходности и душевных мук режиссер подчеркивает серыми тонами проливных дождей. Из окна видны такие же панельные коробки, как и та, где ютится Зилов. Кажется, все предначертано: вечный инженер, заключенный на 40 квадратах с супругой. 

Куда же ушла мечта о кровных метрах, которая еще лет 15 назад так будоражила обывателей и киношников?

«Ты у меня одна», 1993 год

Хрущевки планировались как временное жилище, но после распада Союза стране стало не до новых массовых строек. К 90-м пятиэтажки окончательно превратились в символ нищеты и неустроенности. Таковыми они и представлены в молодом российском кинематографе.

В ленте «Ты у меня одна» режиссера Дмитрия Астрахана главный герой Евгений Тимошин (Александр Збруев) трудится простым инженером, а по ночам подрабатывает грузчиком и сторожем. Живет в хрущевке с женой и взрослой дочерью. Неожиданно у него появляется возможность все поменять: из Америки прилетает сестра одноклассника, влюбленная в него с детских лет. Успешная бизнесвумен по-прежнему без ума от «дяди Жени» и предлагает ему новую жизнь в Штатах. Герой оказывается перед непростым выбором. Пройдя мытарства и наломав дров, он остается с семьей. 

В фильме доходчиво показаны теснота хрущевок, убогость планировок и антуража. Человеку в такой квартире душно. Пятиэтажки больше не создают семьи, а, наоборот, разрушают.

Денис СУТЫКА


Фото на анонсе: Михаил Фомичев/РИА Новости