Он же памятник...

Августин СЕВЕРИН

20.01.2017

Самая привлекательная для воришек категория городского имущества что в советские времена, что сегодня — это памятники. Особенно из бронзы.

Так, бесследно исчезло изваяние американской школьницы Саманты Смит, написавшей письмо Андропову, в котором она спрашивала, будет ли ядерная война между СССР и США. Монумент девочке с пальмовой веткой в руках был установлен в Бибирево в 1991-м. Похитителей так и не нашли. А скульптура, скорее всего, закончила свое существование в пункте приема цветных металлов.

Дважды крали бронзовые цепи, окаймляющие памятник Пушкину на Тверской. В феврале 2007-го пропало девять цепей и семь лавровых венков. Злоумышленники воспользовались тем, что зима была снежной и все основательно замело. Обнаружили пропажу лишь в марте, когда снег начал таять. Тогда в московских скупках бронзу брали по 80 рублей за килограмм. Украденное тянуло на полтонны, так что вандалы заработали 40 тысяч рублей. Восстановление же ограды обошлось в 5,9 млн рублей. Только благодаря тому, что часть фрагментов ограды уцелела, специалисты смогли снять с них формы и заново отлить утраченные элементы.

Через четыре года история повторилась. В марте 2011-го инспекция департамента культурного наследия Москвы во время плановой проверки заметила, что две цепи у памятника Пушкина оборваны, а третья отсутствует вовсе. В тот же день сотрудники Тверского ОВД нашли и похитителей, и цепь, которую гости из ближнего зарубежья, живущие в подвале неподалеку, еще не успели отнести в скупку...

Предметом охоты были не только монументы. Теперь, например, в столице больше не встретишь алюминиевых и чугунных урн — в массовом порядке их воровали и тащили в скупку. Уцелевшие от греха подальше заменили на легкие и непривлекательные для жуликов модели. 

Впрочем, нередко похитители руководствуются чисто эстетическими соображениями. Револьвер у матроса на станции метро «Площадь Революции» выковыривали еще в советские времена. Сейчас, говорят, закрепили надежно — не разоружить братишку...  

А на Патриарших прудах в постоянной зоне риска — бронзовая композиция персонажей Крылова, да и сам великий баснописец. На животных охотники за цветметом покушались неоднократно. Даже удалось отпилить голову журавлю, но с тех пор это место находится под особым контролем полиции.

В том же году из архитектурного ансамбля усадьбы Голицыных в парке «Кузьминки» бесследно исчезли чугунные львы. Место глухое, так что неудивительно. Но вот регулярная пропажа медных мемориальных досок в пределах Садового кольца не может не изумлять: везде же стоят камеры слежения, ночью улицы освещены. Снять в таких условиях доску весом в 30 кг и оттащить в укромный угол — дело непростое. 

Любители цветных металлов орудуют не только в Москве. В Санкт-Петербурге за 22 года, минувшие с даты установки, памятник Чижику-Пыжику исчезал семь раз. Надо отдать должное бдительным петербуржцам. Неизменно благодаря им уникальная скульптура возвращалась на место.

Самая же масштабная коммунальная кража зафиксирована в 2002-м. В деревне Осеево Московской области на глазах у всего села был похищен понтонный мост весом 13 тонн. Двое суток «КамАЗы» возили разрезанные части в пункты вторчермета. Аналогичное преступление произошло в Строгино. Там за одну ночь местные жители растащили пристань, оставив лишь бетонные сваи.

Из наиболее впечатляющих афер во всероссийском масштабе — похищение башенного крана в Иркутске в январе 2015 года. Повторение пройденного: подобная махина уже была украдена в начале нулевых несовершеннолетним Юрием Хабаровым в Брянске. Хитрый мальчик провернул затею, не вынимая рук из карманов. Просто явился в пункт приема металлолома и заявил, что на стройке находится кран, который отслужил свой срок, и ему поручено продать оный по цене лома. Подростку дали двух резчиков, бригаду рабочих и несколько «КамАЗов». К вечеру следующего дня кран исчез со стройплощадки. Хабаров в дополнение к гонорару получил пять лет общего режима.

Кстати сказать, любая скупка металла предоставляет услуги по вывозу. «Если у вас нет своего транспорта, мы приедем и поможем увезти весь металлолом на грузовом автомобиле. Осуществляем также демонтаж и транспортировку!» Такие объявления вы найдете на каждом сайте приема металла. Еще недавно любому достаточно было указать пальцем на объект, и он в тот же день оказывался в скупке в разрезанном виде. При этом далеко не всегда приемщики требовали документы, подтверждающие полномочия злоумышленника.

Но после того как скупщик с улицы Ижорской оказался за решеткой, его оставшиеся на свободе коллеги стали опасаться принимать монументы и памятные доски. Даже 50-килограммовые чугунные крышки канализационных люков в целом виде уже не берут. Ну и еще один важный момент: многие работники пунктов приема металла активно сотрудничают с курирующими территорию оперативниками.