Нас водила молодость...

Александр АНДРЮХИН

22.12.2016

С каждым годом детей, совершающих героические поступки, становится все больше — таковы данные российских правоохранительных органов и МЧС. Ребята, не раздумывая, бросаются спасать утопающих, вытаскивают из огня малышей и стариков, спешат на задержание преступников. Они не проходят мимо там, где взрослые порой проявляют равнодушие. Лауреатами фестиваля МЧС «Созвездие мужества» стали 4 подростка. А месяцем ранее Совет Федерации наградил медалями «За мужество в спасении» 21 юного смельчака.


Герой и манная каша

Награжденные — только малая часть ребят, совершивших подвиги.

— Многих юных героев мы просто не смогли отыскать, — признался «Культуре» зампредседателя высшего совета Российского союза спасателей Сергей Щетинин. — Как сообщали спасенные и свидетели, дети, вытащив кого-то из огня или воды, просто убегали, не назвав имен. Спасли и спасли — и дальше пошли. Свой порыв даже за подвиг не посчитали.

Нам удалось пообщаться с некоторыми из награжденных смельчаков и их родителями. Вот что они рассказали. 

— Для меня ничего удивительного в действиях сына нет, — говорит Юлия Рачек из Мурманска, мама четырехлетнего Спартака Задумина. — Очень отзывчивый мальчик, всегда жалеет кошек и собак, за всех заступается. Остаться равнодушным во время пожара, он, конечно, не мог.   

Свой подвиг самый юный из героев совершил, когда находился в гостях у бабушки в селе Максимовка Курской области. Малыш спас от пожара целую деревню.

— Рано утром, когда все спали, Спартак проснулся от шума, который доносился с улицы, — продолжает Юлия. — Поднялся, вышел на улицу и увидел, что пылает соседский сарай, а на крыше трещит раскаленный шифер. Сын тут же разбудил бабушку, и они вместе бросились тушить пожар. Первым делом мальчик открыл дверки сарая и выпустил на волю метавшихся кур. Пока бабушка заливала пламя водой из ведер, подтаскивал к горящему строению шланг для поливки огорода. А потом побежал поднимать соседей.

К приезду брандмейстеров сельчане собственными усилиями локализовали огонь. Матерые спасатели были поражены активными действиями четырехлетнего мальчугана, который одним из первых кинулся помогать им тянуть тяжеленную пожарную «кишку».

Сарай сгорел до основания. Но куры и прочая живность уцелели. А главное — ни одна искра не попала на соседние избы, хотя деревянные дома стоят друг к другу почти вплотную. Если бы занялись — от села бы остались головешки.

К слову, аналогичный случай произошел в Москве два года назад. Четырехлетний Ваня Исаков спас от верной смерти шестерых человек. 

— В тот день сын заболел и не пошел в садик, — рассказывает папа мальчика Валерий Исаков. — Мы с женой тоже были дома, на кухне. А Ваня играл в комнате. Вдруг прибежал к нам: «Быстро вызывайте пожарных, у нас под домом что-то горит!» Подумали, фантазирует. Сходил в комнату, выглянул в окно — никакого пожара. Впрочем, по асфальту стелился едва уловимый дымок. Но у нас в доме расположено кафе, жарятся шашлыки. Я сыну разъяснил это, но он продолжал настаивать, чтобы мы позвонили по «пожарному» телефону. Хорошо, позвонил — на всякий случай. А когда подъехали пожарные, выяснилось, что в подвале серьезное возгорание, огонь заблокировал выход шестерым ночевавшим там гастарбайтерам. Звонок оказался как нельзя вовремя. По словам пожарных, еще две минуты, и люди бы задохнулись.

Отец уверяет, что Ваня ничем от сверстников не отличается. Допытываюсь: может, воспитывали как-то по-особому, готовили к тому, чтобы рвался пацан всем на помощь? Нет, отмахивается от высоких слов папа: для нас главное не подвиги, а семья, домашний уют. 

Тайну Ваниной бдительности раскрыли в его родном детсаду №115.

— Мы обучаем детей мерам пожарной безопасности, — сообщила воспитатель Галина Крюкова. — Периодически проводим учебную эвакуацию малышей на случай возгорания. Они воспринимают это серьезно. Но не скажу, что каждый ребенок в подобных ситуациях поведет себя так же, как Ваня. Он более настойчив.

«Собрал волю в кулак и пошел»

Шестиклассница из Новгородской области Юлия Колосова не помнит, проводились ли в ее детском садике тренировки на случай возгорания. Но из школьных уроков ОБЖ девочка четко усвоила: при пожаре звонить 01, а с мобильного — 112. Однако в реальной ситуации опасности повела себя совсем не так, как учили...

В мае этого года, возвращаясь из школы, она увидела, что один из домов охвачен огнем, оттуда доносились отчаянные крики. 

— Я и не подумала про пожарных, — поделилась Юля. — Вообще ни о чем не подумала — вдохнула воздуха побольше и бросилась в горящее здание. Смотрю — два мальчика, взяла их за руки и вывела на улицу. Они мне говорят: там еще ребенок. Снова набрала воздуха, метнулась внутрь — все горит, в дыму ничего не видно. А главное, вдохнуть нельзя. Лишь чудом я заметила малыша, схватила его — и назад.

Другая шестиклассница, Кристина Гришкова из Ростовской области, спасла четырех детей. Старшему 9 лет, младшему — годик.

— Я играла с соседскими ребятами и вдруг почувствовала запах гари, — вспоминает Кристина. — Открыла дверь — полыхают кухня и коридор. Путь на улицу отрезан. Испугалась сначала, потом сообразила, что можно вылезти в окно. Но оно оказалось забитым. Тогда открыла форточку и через нее вынесла детей и протиснулась сама. 

Между прочим, у девочки с огнем старые счеты.

— Она уже горела, — рассказала «Культуре» ее мама Людмила Гришкова. — Попала в пожар, когда маленькой была. Лежала в больнице, ей пересаживали кожу. Из-за этого и в школу пошла на год позже. 

Как признаются многие герои, страх охватывает только в первую минуту. Потом просто делаешь то, что нужно. 

Геройски проявил себя на пожаре и 15-летний учащийся кадетского класса Курловской школы Гусь-Хрустального района Глеб Фионин. Катаясь на мотоцикле, юноша увидел горящий дом. Соседка истошно звала на помощь. В охваченном огнем строении находились люди. 

— Вокруг никого. Кроме меня, спасти их больше некому — как понял это, стало действительно страшно, — признался Глеб. — Но я собрал волю в кулак и пошел. Дверь заперта изнутри, пришлось лезть через окно. Оно тоже было закрыто, но я разбил стекло кирпичом. Дышать нечем, дым щипал глаза. Я шел на ощупь, практически с закрытыми глазами. Вдруг наткнулся на женщину: она, видимо, только проснулась и не понимала, что происходит. Где-то рядом, говорит, четырехлетняя дочь. Еле-еле отыскали малышку в дыму. Я передал ее в окно соседке, а женщину вывел на улицу через дверь. И тут она говорит: там еще бабушка. Пришлось вернуться. Женщина лежала на кровати и не шевелилась, вокруг все пылало. Спас и ее...

Лишь после этого Глеб достал из кармана мобильник и набрал 112.

«В общем, откачали дядю»

Региональные сводки пестрят сообщениями о том, как школьники вытаскивают из прорубей даже взрослых, причем делают это весьма грамотно. В минувшем августе, например, двое пацанов из уральского села Мугай спасли от смерти мужчину.

— Мы купались в речке под присмотром дяди Ивана, — начал рассказ 12-летний Семен Плахов. — Дядя нырнул вниз головой и долго не выныривал. Потом вдруг всплыл вверх спиной. Страшно стало. Крикнул Пашку Лескина, и мы бросились в воду. А дядю в это время начало сносить течением. Пашка плохо плавает — только в этом году научился кое-как. Подплыли к дяде, перевернули — лицо бледное, не дышит. Потащили его к берегу, держим голову над водой, чтобы не захлебнулся. Вытащили, начали делать искусственное дыхание, звали на помощь. Потом подъехал его брат, в общем, откачали дядю...

В больнице выяснилось, что у него перелом двух шейных позвонков: вот оно как — нырять на мелководье. Пострадавшего прооперировали, наложили шейный корсет, с которым он проходил месяц. Сегодня его здоровью ничто не угрожает, и мужчина бесконечно благодарен мальчишкам.

Я пытался выведать у героя, откуда такие навыки спасения на водах. Молчит. Само, видно, пришло — на реке ведь вырос. Но точно не уроки ОБЖ — такого предмета в их школе нет. 

А вот 17-летнему Сергею Ганже из алтайского райцентра Шипуново именно занятия по ОБЖ помогли спасти пятилетнюю девочку. Но парень не считает это подвигом. На моем месте, говорит, так поступил бы каждый. 

— В тот день гулял вдоль берега — заметил двух малышей у воды, — вспоминает Сергей. — Отошел на довольно приличное расстояние, вдруг слышу крик. Побежал обратно. Вижу, мальчик вопит, а девочка беспомощно барахтается в воде. Скинул кроссовки, кофту — и нырнул. Пока плыл, девочка исчезла. А вода холодная и, главное, очень мутная — ничего не видно. Стал нырять с открытыми глазами, шарить по дну. На дне только ил, а девочка словно растворилась. Три раза выныривал, чтобы набрать воздух. С четвертой попытки нащупал ногу, схватил ее и поплыл. Когда вытащил на берег, девочка не дышала, пульс не прощупывался. Тогда и пришлось вспомнить уроки ОБЖ. Начал делать ей искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реально страх охватил. Вокруг никого. Помощи ждать неоткуда. Лишь когда девочка задышала, я набрал «скорую помощь». До этого у меня ни секунды не было на звонок.

Таким образом, пятилетняя Наташа Уткина оказалась спасена. По мнению медиков, если бы не абсолютно правильные действия подростка, девочки бы уже не было в живых.

«Перестаньте грабить дедушку!»

Но не только в огне и воде проявляют себя сегодняшние дети. Они еще и активно помогают полиции в задержании преступников, причем на противоправные действия на улице реагируют гораздо острее, чем взрослые. Специальных наград юному поколению за содействие правоохранительным органам почему-то на федеральном уровне не предусмотрено, но в регионах ребят отмечают довольно часто. 

К примеру, в Рязани начальник местного управления МВД Николай Пилюгин наградил учащихся лицея №52 Вадима Ганина, Сергея Петухова и Юрия Жолудева.

Дело было так. Во время осенних каникул преподаватель встретил в лицее незнакомого мужчину и спросил, что он ищет в пустом здании. Тот грубо оттолкнул учителя и бросился бежать. В это время на крыльцо поднимались трое старшеклассников. Кинулись в погоню за подозрительным типом, задержали и препроводили в отделение. Беглец оказался вором, которого разыскивала полиция. В лицее он рассчитывал поживиться чем-нибудь в кабинетах. Ранее привлекался к уголовной ответственности за кражи, грабежи и распространение наркотиков. 

Ну, троим подросткам скрутить жулика — это так, для разминки. А вот в Москве в прошлом году был случай: семилетний Тимур Яницкий, он еще в школу не ходил тогда, помог задержать настоящего грабителя. Сидел Тимур дома на улице Севанской и выглядывал в окно в ожидании мамы. На лавочке у подъезда мирно коротал время пенсионер со смартфоном. Вдруг к нему подошел злоумышленник и принялся отбирать гаджет. Снующие мимо прохожие делали вид, будто не понимают, что происходит. Даже сосед не вступился: посмотрел, подумал — и вошел себе в подъезд: выражение его лица крупным планом зафиксировала установленная видеокамера. Единственным, кто не остался равнодушным, оказался маленький Тимур: а что вы хотите — имя обязывает. Он высунулся из окошка и начал кричать: «А ну, не трогайте дедушку!» Налетчику все-таки удалось отобрать у пенсионера телефон. Он сорвался с места, и Тимур тут же позвонил в полицию. Надо отдать должное оператору службы 02: к детскому сигналу отнеслись серьезно. На место происшествия прибыла группа захвата. Тимур описал, как выглядел преступник. Причем настолько точно и подробно, что по этим ориентировкам грабителя задержали уже через 20 минут.

Вопроса, что подвигло его заступиться за взрослого мужчину, мальчик не понял. 

Выручила мама. 

— Он с малолетства такой. Ему всех жалко — собак, кошек, плачущих детей. Не может спокойно пройти даже мимо бомжа. Останавливается и требует, чтобы ему помогли.

Вирус героизма

То, что Россия переживает всплеск детского героизма, замечают как в правоохранительных органах, так и в МЧС.  

— Это началось сразу после Олимпиады, — утверждает Сергей Щетинин. — Совет Федерации в 2016-м наградил детей в третий раз, и уже несколько лет подряд их чествуют в рамках фестиваля МЧС «Созвездие мужества», хотя данное мероприятие восемь лет назад задумывалось ради отличившихся взрослых спасателей. Юных героев мы находим в интернете. За три года выявили более 70 человек. Но это далеко не все. 

Что побуждает детей на героические поступки? По мнению Щетинина, люди стали теплее друг к другу относиться. Да и вообще без оглядки бежать на помощь — в наших традициях. 

Еще одно подтверждение этому, говорит мой собеседник, активизация волонтерского движения. Подростки осознанно ступают на благой путь: сегодня в детско-юношеском общественном движении «Школа безопасности» обучаются 2 миллиона человек.

— Все-таки школьных часов по ОБЖ мало, — убежден Щетинин. — Базовые знания нужны, чтобы ребенок не бросался сломя голову к проруби выручать взрослого. Это опасно. По правилам, надо вызывать спасателей.

Но если бы все происходило по правилам, многих взрослых, которых спасли дети, сейчас бы не было в живых. 

Психологи тоже уловили тенденцию к увеличению числа маленьких героев. 

— При любом строе существуют психотипы людей, готовых бескорыстно оказывать помощь ближним и даже рисковать собой ради других, — объясняет известный психолог Михаил Виноградов. — Таких в обществе всегда насчитывалось 15–17 процентов. Но сегодня носители подобного психотипа вовлекают в героические поступки и остальных. Это связано с тем, что по телевидению и в СМИ стали больше освещать героические будни военных, правоохранителей, спасателей. В целом надо отметить, что и общество меняется в лучшую сторону. Оно становится более человечным. Во многих городах появляются волонтеры, которые, например, в темное время суток сопровождают до дома одиноких женщин. Как правило, это пары — он и она. 

Однако московский психолог Татьяна Рощина, соглашаясь с коллегой, тем не менее обращает внимание на оборотную сторону «героической медали»: подростки теряют инстинкт самосохранения. 

— Родители сегодняшних детей — россияне, чье детство пришлось на 90-е. Они видели много лишений и несправедливости. Чувство недоверия к миру сидит в них очень глубоко, отсюда равнодушие — как одна из форм выживаемости. Это поколение более свободное и бесстрашное, чем предыдущее, но в то же время очень материально-ориентированное, прагматичное. Однако их дети — что-то невиданное. Возможно, стремление к бескорыстным поступкам — неосознанный протест против прагматизма и даже эгоизма родителей. Но факт есть факт. У детей, которые кидаются в огонь и ползут по тонкому льду, притуплен главный инстинкт. Они думают: это игра, и, как в компьютере, можно возродиться вновь. Не могу утверждать, что это хорошо...

Действительно, героические поступки, к сожалению, далеко не всегда заканчиваются родительскими поцелуями и восхищенно-завистливыми взглядами сверстников. 

Все мы помним семилетнего Женю Табакова. В ноябре 2008-го ценой собственной жизни он спас от насильника двенадцатилетнюю сестру Яну, когда к ним в дом под видом почтальона ворвался грабитель. Не найдя денег, бандит озверел и потащил Яну в ванную комнату, где стал срывать с нее одежду. Женя в отчаянии схватил кухонный нож и воткнул его в поясницу незнакомца. Сестре удалось вырваться, однако мальчик погиб. Преступник нанес ему восемь колотых ран. Женю наградили орденом Мужества посмертно. («Культура» писала об этом к 5-летию гибели юного героя — в №43 за 2013 г., очерк «Последняя осень Жени Табакова».)

Другой награжденный орденом Мужества и тоже, увы, с трагической пометкой «посмертно», — двенадцатилетний Данил Садыков. Он погиб, спасая из фонтана девятилетнего мальчика, которого ударило током. Даня, единственный из стоявших вокруг, прыгнул в фонтан, достал ребенка, но и сам получил смертельный разряд...