Что тебе подарить, человек мой дорогой?

Елена ФЕДОРЕНКО

01.10.2015

Все мы регулярно сталкиваемся с проблемой выбора подарка, и для многих это настоящая головная боль. Тому, кто мимоходом, в первом попавшемся торговом центре, разрывая кучи белиберды, способен найти жемчужное зерно, можно только позавидовать. Для всех остальных покупка презентов становится настоящим предпраздничным кошмаром.

Ноги затекают у витрин, в глазах рябит от навязчивой рекламы, а сомнения продолжают нарастать. Где найти подарок, который бы не только вызвал радостное удивление, но и оказался полезным? Если адресат подношения нам хоть сколько-нибудь дорог, мы, конечно, не захотим приумножать в его доме количество вещей, обреченных пылиться по дальним углам, а потом быть вынесенными на помойку. 

Во времена дефицита угодить с подарком было значительно проще. «Выбросили» французский парфюм или элитный коньяк — неслыханная удача. В «Мелодии» появился драгоценный винил с Высоцким или Бернесом, нашел в магазине «Москва» трехтомник Есенина или сказки Афанасьева — дари себе на здоровье. Хоть начальнику, хоть близкой подруге. Слоган «Книга — лучший подарок» тогда не выглядел пустой поговоркой.

Сегодня многие предпочитают презентовать посуду. В ход идут как привычные чайные и кофейные сервизы, так и различные изыски: от причудливых ваз и салфетниц до кокотниц и сотейников. Обычные чашки-кружки-бокалы наряжаются нынче в цветастые кофточки и кокетливо подвязываются шарфиками. Слоники и маленькие игрушки-скульптуры — глиняные, фарфоровые, деревянные — вновь украшают интерьеры и уже не считаются признаком мещанства и пылесборниками. Как и ажурные салфетки, на «территории» которых пасутся либо табуны зверушек, либо застывают на стальных пуантах фарфоровые балеринки, либо кокетничают пейзане и пейзанки.

Представители нового поколения предпочитают подарочные сертификаты. Благо выбор богатый и можно найти на любой вкус. Экскурсия в бункер Сталина — форпост, ушедший на 65 метров под Таганку, мастер-классы гончарного искусства или приготовления суши, уроки стрельбы из лука, курсы дайвинга и аргентинского танго, модные спа-процедуры и профессиональные фотосессии. Популярностью пользуются и различные гаджеты: от портативных зарядных устройств и флэшек до умных часов и шагомеров. 

Если подумать о подарке заранее, можно даже заказать куколку с лицом именинника: даешь художнику несколько фотографий, рассказываешь, какое у того хобби, и через несколько дней получаешь добрый шарж. Таким способом вполне реально порадовать друзей и знакомых. Однако начальнику, даже любимому, шарж не подаришь. 

Разобраться в том, что и как правильно дарить, мы решили с профессионалом. Виктор МИЛОВСКИЙ — генеральный директор рекламной службы в компании, более двух десятилетий занимающейся сувенирным бизнесом. 

культура: Можно ли разделить подарки на группы или сегменты? 
Миловский: Конечно. Их два. Личные — родным, друзьям, коллегам и деловые — партнерам по бизнесу. Последние преподносятся главой фирмы или ведомства от юридического лица, и за презентом всегда прячется «рабочий подтекст». В любом случае подарок — это обращение, и он не должен быть формальным.

культура: Стало быть, любой презент заключает в себе послание?
Миловский: Всегда. Подарок демонстрирует наши чувства. Личный — признание в любви, уверение в дружбе, искреннюю благодарность. Месседж бизнес-подарка сложнее. В нем шифруется желание или целесообразность продолжать и выгодно развивать партнерство: «мы ценим наше сотрудничество, о чем и напоминаем». В деловом подношении прячется своего рода самопрезентация, подчеркивающая стабильность отношений. 

культура: Важна ли стоимость? Или все-таки прав был Овидий: «Не по цене подарок дорог, а по дарящему»?
Миловский: Современный этикет личных подарков предполагает почти полную свободу, допуская оттенки интимности и любую стоимость. Этикет же делового общения (все понимают, что в нем зашифрован момент перспективной выгоды) предписывает внимание к цене вопроса. Слишком дорогой презент выглядит взяткой и может поставить человека в неудобное положение, даже привести к разрыву отношений. Профессиональные связи — субстанция хрупкая. 

культура: То есть дареный конь может оказаться троянским? 
Миловский: Важная составляющая успеха — стиль. Как и настроение, с которым подарок преподнесен. Всегда запоминаются поздравления, особенно если слова в них тщательно подобраны. 

Если знаешь биографию, вкусы, увлечения человека, то во многие презенты можно «вписать» личную информацию. Например, дарим глобус, и в ту его точку, где виновник торжества появился на свет, встретил любимую или открыл бизнес, вставляем стразу, самоцвет или даже бриллиант. По схожему принципу помечаем на настенной карте маршруты путешествий — те, что пройдены, и те, что предстоят в будущем. Плохо, если подарок не вызывает никакого эмоционального отклика.

культура: Бывают беспроигрышные варианты подарков?
Миловский: Конечно. Никогда не теряют актуальности добротные кожаные вещицы (портмоне, кошельки, ремни) и предметы, обеспечивающие рабочий процесс. Из практичных недорогих подарков — запасной аккумулятор, которым можно пользоваться, когда разряжается батарейка в телефоне или планшете. Он легкий, занимает немного места в портфеле или сумочке, часто выручает. Необычный смешной подарок — тапкомобили. Удобные домашние туфли в форме автомобиля с подсветкой: каждый шаг ночью будет сопровождаться приятным неярким светом. 

культура: Один из руководителей после юбилея показывал свой кабинет: на фоне бутылочного строя коньяков и виски братской могилой высились штабели дорогих ручек и визитниц.
Миловский: ...А также ежедневников, записных книжек, настольных приборов. Не хотите, чтобы и ваш подарок пополнил сей скорбный список, нанесите на него монограмму юбиляра. Фарфоровый сервиз, хрустальную икорницу в виде осетра, ложку из драгоценного металла, вазу из богемского стекла, винный декантер, даже жостовский поднос или палехскую шкатулку несложно украсить, как писал Пушкин, «заветным вензелем» — то есть инициалами. Даже недорогая чашка может заиграть, если на нее нанести пожелание или фотографию того, кому она предназначена. 

культура: Можно ли подарить начальнику махровое полотенце, а приятному, но не близкому другу — спортивный костюм?
Миловский: Сегодня правила достаточно лояльны. Теперь ни банный халат, ни плед, ни тапочки моветоном не считаются. Избегать следует только предметов ширпотреба, наспех купленных на вещевом рынке. 

культура: Неужели нет никаких ограничений? 
Миловский: В начале 90-х, во времена дефицита, родительский комитет подарил нашей учительнице к 8 Марта дезодорант и крем для эпиляции. До сих пор помню, как нам, ученикам, было неловко. Интимные предметы стоит преподносить только самым близким. В иных случаях сконфузите получателя и себя скомпрометируете. Согласно давним приметам, нельзя дарить ножи и другие колющие и режущие предметы: вилки, ножницы, иголки. На Руси считалось, что все острое любимо нечистой силой: кинжал дарится не только другу, но и нечисти, которая проникнет в дом. Опасались пустых кошельков и шкатулок, ведь их задача — хранить, удерживать прибыль. На удачу внутрь клали монеты. 

культура: Что такое антистрессовые подарки?
Миловский: Когда будни теряют яркость, становятся серыми и унылыми, для восстановления гармонии в душе в качестве подарков годятся забавные гуттаперчевые игрушки, небольшие боксерские груши, которые можно мять в руках, кидать, бить. Успокаивает все, что течет, пересыпается, нежно мигает: песочные часы, маятник, гирлянда с бегающими огоньками. В моде миниатюры из камня и цветного стекла, а также деревянные мини-скульптуры. Отличный антистресс-подарок — аквариум с рыбками, но это на любителя, да и дело хлопотное: менять воду, промывать грунт, следить за освещением и фильтром — живому подарку вообще не каждый обрадуется.