Авторские кружева

Феликс ГРОЗДАНОВ, Вологда

13.07.2013

В Вологде состоялся IV Международный фестиваль молодого независимого европейского кино VOICES.

Традиционно кинофорум представил вологжанам хиты каннского, московского, ханты-мансийского и других фестивалей.

Зрителям показали 70 лент. В основном конкурсе соревновались девять дебютных картин. Для большинства участников, прибывших из 15 стран, Вологда оказалась транзитным пунктом. Так, грузинско-германская драма «Длинные светлые дни» Наны Эквтимишвили и Симона Гросса, покорив Париж и Карловы Вары, завоевала Главный приз VOICES и улетела на Одесский кинофестиваль.

«Майор» Юрия Быкова получил Приз зрительских симпатий, а Кирилла Клепалова наградили за лучшую операторскую работу. Актерских премий удостоились Катажина Квятковская, отличившаяся в польской социальной драме «Женский день», и Ларс Миккельсен, блеснувший в датской эротической комедии «Смотритель». Первое место на Конкурсе любительских короткометражек (до 5 минут) занял фильм «Любовь придет» вологжанина Романа Укина. За лучшую режиссуру никого не отметили.

Четвертый VOICES проводился в рамках Года Нидерландов в России, самая плотная и насыщенная программа — «В стране тюльпанов» — собрала 12 картин. Наиболее заметные — фильм открытия, русско-голландская ретро-драма «Девушка и смерть» Йоса Стеллинга и представленный исполнителем главной роли Яном Бейвутом «Возмутитель спокойствия» Алекса ван Вармердама.

Киносмотр посетило более 22 тысяч зрителей, среди которых были замечены режиссеры Сергей Соловьев, Александр Прошкин, Марина Разбежкина, Николай Хомерики, Дарья Белова, артисты Анатолий Кузнецов, Динара Друкарова, Яна Троянова, Леонид Бичевин. Жюри возглавлял мастер авторского кино Бела Тарр, награжденный на фестивале за значимый вклад в киноискусство. 

Бела ТАРР, режиссер, педагог, председатель жюри:

— Мне всегда нравились фестивали, где думают не о бизнесе, но о качестве лент. Смотреть интересные картины, открывать новые имена важнее, чем тусоваться и сиять на красной дорожке. Сегодня мировую моду диктуют Берлин, Венеция, Канн, и никто, кроме подлинных поклонников кино, не обращает внимания на камерные фестивали. Я рад поддержать VOICES потому, что предпочитаю смотреть не коммерческие поделки, а фильмы, которые трогают и дарят надежду. Для меня важна храбрость режиссера, искренний рассказ о собственных разочарованиях, болях, мечтах, уникальный язык и стиль. К сожалению, число русских релизов в Европе можно перечесть по пальцам — увидеть что-то новое удается только на фестивалях. Увы, сегодняшние российские ленты не показывают проблем вашей страны, большинство режиссеров предпочитает шоу-бизнес. Я почти не вижу настоящую Россию — ту, которая живет в картинах Тарковского, Михалкова, Сокурова. Любимый мой фильм — «Андрей Рублев». В 15 лет пересмотрел его бессчетное количество раз. Меня даже называли наследником Тарковского. Конечно, «Сталкер», «Жертвоприношение» гениальны, но я не столь религиозен, как их автор. Тарр — прагматик, материалист. Например, у Андрея дождь очищал человека, в моих работах — это грязь, тяжесть. Радуюсь, когда слышу: «Ваш фильм печален, но он полон энергии и силы, которые сделали меня счастливым». Если бы был пессимистом — не снимал бы кино, а покончил с собой, поскольку не удовлетворен своим существованием, окружающим миром и кинематографом. Но я — оптимист. Верю, что и через 50 лет мои работы будут кому-то нужны.

Йос СТЕЛЛИНГ, режиссер:

— Любой фестиваль — приключение. И я с радостью окунулся в VOICES, тем более что никогда не слышал о Вологде. Все большие города России похожи друг на друга, но этот — совершенно особенный, восхитительный, деревянный. Хочу снять на Русском Севере кино. На Западе все ориентируются на Америку. Такая мода меня не устраивает. Голливудские стандарты поверхностны, примитивны, предпочитаю восток с его мудростью. Этим объясняется моя любовь к русским актерам.

Когда я учился в закрытой католической школе, единственной возможностью увидеть женщин было кино по выходным. Самой прекрасной звездой для меня тогда являлась Анна Маньяни. И представляете, я восемь часов из Москвы ехал с ее внучкой!

Оливия МАНЬЯНИ, актриса, член жюри фестиваля:

— Когда в 1962 году бабушка снялась в «Маме Роме» Пазолини, у вас ее стали боготворить. В 65-м Анна Маньяни приехала в СССР на гастроли со спектаклем «Волчица». Я родилась после ее смерти, но в нашей семье, как легенду, рассказывают о встрече бабушки с русскими поклонниками — подобного нигде больше не случалось. Поэтому мне было интересно посетить страну, о которой столько слышала.