Какие формы...

Дарья ЕФРЕМОВА

06.02.2014

На Олимпиаде в Сочи российская сборная будет щеголять в узнаваемой форме от «Боско». Бренд, ставший символом рекордов, одевает наших спортсменов с начала 2000-х. «Культура» решила вспомнить, что носили олимпийцы до этого. 

В отличие от самих игр, ведущих отсчет с античности, спортивный костюм — явление относительно недавнее. Атлеты Древней Греции, как известно, естества не скрывали, и появление первых видов «спецэкипировки» принято датировать XVI столетием. Именно тогда в Британии и Франции вошли в моду платья для верховой езды, охоты, игры в крикет. 

Спортивная одежда как таковая долгое время считалась предметом роскоши: полосатые блейзеры, фланелевые брюки, галифе и водолазки были прерогативой великосветских щеголей, членов закрытых гольф-клубов. В начале прошлого века элитарная амуниция выходит в люди, попутно совершая переворот в фэшн-индустрии. Гардеробы стремительно пополняются свитерами с V-образными вырезами, рубашками-поло, бриджами и клетчатыми юбками, доселе немыслимыми в городской среде.

С возрождением Олимпийского движения крупные промышленные компании принимаются за разработку одежды для профессионалов. В центре внимания не столько стиль и изящество, сколько технологичность. К примеру, хоккейная форма, прежде мало отличавшаяся от конькобежной, потребовала специальных щитков для рук и голеней — игра стала жестче. Для пловчих и вовсе пришлось перекраивать цирковое трико. Так возник облегающий женский купальник — модели из джерси изумили публику в 1912-м, на играх в Стокгольме. 

Впрочем, о наядах быстро забыли. Более ярким событием оказалось появление российской сборной, наряженной по единому образцу — в белые фуфайки и соломенные шляпы с лентами в гамме триколора. Национальная форма по тем временам казалась экзотикой — ее ввели четверть века спустя, на Олимпиаде в Берлине. Широкое распространение она получила только после войны, тогда же ее обязательность была зафиксирована в Олимпийской хартии. С тех пор за право наряжать спортсменов сражались лучшие кутюрье, а к экипировке европейцев приложили руку Коко Шанель, Пьер Карден, Ив Сен-Лоран. 

В Советском Союзе разработкой формы занимался общесоюзный Дом моделей, затем почетная миссия перешла к мастерам Дома моделей спортивной одежды. Согласование происходило на самом высоком уровне. Форма должна быть не только красивой и функциональной, но и выразительной, запоминающейся. В 60-м в Скво-Вэлли советская команда маршировала в серых пальто, черных шляпах и шарфах в красно-белую клетку. А в 1964 году в Инсбруке с трапа самолета сошли люди в роскошных шубах из золотой нерпы.

Элегантные костюмы для Олимпиады-80 создал Вячеслав Зайцев. «Красный Диор» нарядил девушек-спортсменок в светлые, слегка приталенные пиджаки и плиссированные юбки чуть ниже колена, а воротники блузок украсил пышными бантами. Авторские парадные коллекции — сначала для зимних Игр-94 в Лиллехаммере, потом для летней Олимпиады-96 в Атланте — разработал Валентин Юдашкин. Смотрелась летняя форма довольно эффектно, особенно запомнились шляпки и шарфики с триколором.

История взаимоотношений «Боско» с олимпийским движением началась в 2001 году, когда Михаил Куснирович получил предложение одеть наших спортсменов для Солт-Лейк-Сити. В основу первой коллекции легли национальные мотивы — цвета российского флага и традиционный народный орнамент. Россияне высоко оценили стиль и комфортабельность новой формы, а иностранцы и вовсе пришли в восторг — в олимпийских деревнях за одну нашу куртку давали три канадские толстовки. 

Для сочинской Олимпиады дизайнеры разработали визуальный образ лоскутного одеяла, вместившего в себя русский рукодельный промысел. Здесь соединились гжель, жостовская эмаль, кубачинские узоры, павлопосадские платки, ивановский ситец, хохлома, мезенская роспись, вологодское кружево, якутские узоры и устюжская роспись.