Из летних странствий возвратясь

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

13.02.2015

В галерее «Роза Азора» — выставка Алексея Ланцева «Атлас». В экспозиции — этюды, привезенные из путешествий. В основном пейзажи: яркие, лаконичные. 

Например, в тщательно продуманной композиции линий и цветовых пятен угадывается силуэт нелюбимой римлянами «чернильницы» — монумента Виктору Эммануилу II. На другой картине выплывает из дымки Казанский собор, и мы понимаем: это Санкт-Петербург. Есть здесь и Венеция, и Флоренция, и более спокойный по краскам, почти монохромный Париж. Но особенно художника вдохновляют портовые города: Марсель, Лиссабон, Стамбул. Огромные корабли, вереницы кранов, старые грузовички...

Манера художника отражает формальные поиски XX века, особенно его первой половины. Здесь ощущается влияние Европы: в частности, фовистов вроде Матисса, с их приверженностью к яркому, почти кричащему цвету. Но еще больше чувствуется любовь к советским графикам. В том числе к книжным иллюстраторам — тому же легендарному Лебедеву. И почти неуловимый дух 60-х: эстетики фильмов Кубрика и обложек с Твигги.

При всей абстрактности картины Ланцева не покидают поле фигуративного искусства. Смотришь на предельно условное, почти превращенное в знак изображение и понимаешь: здесь человек на велосипеде спешит на работу, там  сидят люди в уличном кафе и вдыхают жаркий воздух Вечного города. А вокруг солнце, лето. И жизнь хороша, и жить хорошо.