Единство московских противоположностей

Александр ПАНОВ

02.08.2013

Если вы, дорогие мои москвичи, стоите в автомобильной пробке или ждете троллейбуса «Б» на Садовом кольце рядом со станцией метро «Парк культуры» (кольцевая), обратите внимание на серые постройки амбарного типа.

Это памятник архитектуры, шедевр русского ампира, чудо послепожарной Москвы. Проектировал в 1820?х «Провиантские магазины» гениальный Василий Стасов, потом дело принял менее известный Федор Шестаков, а «магазины» стали «складами». Тут в советские времена обитали гаражи Генштаба. После их выселения в конце 90?х за здания началась битва титанов — «Московского Дома фотографии» и Государственного центра современного искусства. В итоге уникальный архитектурный комплекс был передан «Музею Москвы», прежде ютившемуся в бывшей церкви на Новой площади. Казалось, победил консерватизм. Но директором музея, его реаниматором и создателем новой животворной концепции стала Алина Сапрыкина, опытный куратор и просто толковый человек.

Так вот, вглядитесь, будучи на Зубовском, в фасады «Провиантских складов?магазинов». Здесь идет ремонт, но строительные леса Сапрыкина превратила в выставочный зал. Металлические конструкции затянуты баннерами с отпечатками фотографий московских типажей за целое столетие из музейного архива.

Бесплатная экспозиция называется «Москва — единство непохожих». Кураторской волей срифмованы герои разных эпох. Оптимистичная продавщица газет 20?х — и монструозная девушка-гот. Регулировщица из сталинского метро — и хипстер, не знающий, сколько стоит проезд в сегодняшней подземке. Подписей под снимками нет — в этом фишка. Но эти 16 блоков, то есть 32 снимка, стоят целого тома Гиляровского. Смотрите, думайте. Бесплатно, на улице. Это вы, дорогие мои москвичи.