Конструктивные отношения

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

05.12.2014

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась экспозиция «В гостях у Родченко и Степановой. К 120-летию со дня рождения Варвары Степановой». На первый взгляд, в этой паре художников было четкое лидерство. Он — известный фотограф и график, оформивший немало книг и журналов. Она аккуратно вела деловую переписку и одновременно была его музой. 

Впрочем, у Степановой имелись и собственные амбиции: от пары лет работы на ситценабивной фабрике сохранились эскизы узоров тканей (часть из них была воплощена в жизнь). Кроме того, она создавала графические картины — начинала ведь, как и Родченко, с учебы в Казанской художественной школе. Однако важнее другое: именно в тандеме они стали теми, кем их знают сейчас — родоначальниками советского дизайна.

Выставка приглашает в своеобразное закулисье — в творческую лабораторию художников. Здесь все четко вымерено: есть немного бытовых вещей — театральный бинокль и перчатки, тюбики губной помады, трогательные письма. Инструменты: линейка, готовальня, швейная машинка...

Интересен раздел, посвященный знаменитой выставке в Париже в 1925 году, где Родченко показал «Рабочий клуб» — в экспозицию включен макет. Не обошлось без воспоминаний о Маяковском: Родченко тесно сотрудничал с журналом «ЛЕФ». Можно полюбоваться на бессмертные рекламные плакаты. Здесь и «Нигде кроме как в Моссельпроме», и изделия «Резинотреста». И, конечно, возлюбленная поэта — Лиличка, в беззвучном крике прижавшая ладонь ко рту.

Выставка вряд ли развеет стереотипы. Зритель застынет около фотографий Родченко — изумляясь, как же необычно выглядит действительность в его фирменном ракурсе. Пожалеет, что никто не пустит в серийное производство «веселенький ситчик» Степановой. Но главное — наверняка лишний раз захочет заглянуть в энциклопедии, посвященные 1920–30-м: почитать не только о звездной паре художников, но и о плеяде талантов тех лет. Когда люди искренне верили, как написала Варвара Степанова на плакате 1919 года, что «будущее — единственная наша цель».