05.12.2014
Зрителей, правда, ждет неприятный сюрприз: самая известная картина, «Девушка в футболке» (1932), сейчас «на гастролях». В остальном же экспозиция, составленная из 250 работ и посвященная, главным образом, «золотому периоду» Самохвалова, 20–30-м годам, не разочарует. Здесь множество хитов — например, знаменитый цикл «Метростроевки», рассказывающий о создательницах первого в стране метро. На акварелях изображены не просто крепкие, даже пышные женщины — любимые героини художника. Скорее, это хтонические богини — мифические прародительницы, предвестницы новой эры.
Не меньше символизма и в других женских образах: и в знаменитой «Девушке с ядром» (1933), и в спортсменках на картине «С.М. Киров принимает парад физкультурников» (1935). Кроме языческих аллюзий в картинах есть и христианский пласт. Особенно это очевидно в женских портретах: лица вызывают в памяти «Петроградскую Мадонну» Петрова-Водкина, учителя Самохвалова.
В целом подобная масштабная выставка — лишь первое приближение к советскому классику: гораздо более сложному, чем многие полагают.