Мастер крупных форм

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

05.12.2014

Кто он — трепетный лирик, умевший разглядеть в обычном контролере проводника в новый мир («Кондукторша», 1928)? Классик соцреализма, оказавшийся в наши дни невостребованным и забытым — ведь его предыдущая выставка прошла сорок лет назад? Или никакой он не классик, а почти авангардист, на творчество которого повлияли импрессионизм, футуризм, сюрреализм? Ретроспектива Александра Самохвалова в Государственном Русском музее, приуроченная к 120-летию со дня рождения мастера, убеждает: настоящий художник плохо вписывается в любые определения.

Зрителей, правда, ждет неприятный сюрприз: самая известная картина, «Девушка в футболке» (1932), сейчас «на гастролях». В остальном же экспозиция, составленная из 250 работ и посвященная, главным образом, «золотому периоду» Самохвалова, 20–30-м годам, не разочарует. Здесь множество хитов — например, знаменитый цикл «Метростроевки», рассказывающий о создательницах первого в стране метро. На акварелях изображены не просто крепкие, даже пышные женщины — любимые героини художника. Скорее, это хтонические богини — мифические прародительницы, предвестницы новой эры.

Не меньше символизма и в других женских образах: и в знаменитой «Девушке с ядром» (1933), и в спортсменках на картине «С.М. Киров принимает парад физкультурников» (1935). Кроме языческих аллюзий в картинах есть и христианский пласт. Особенно это очевидно в женских портретах: лица вызывают в памяти «Петроградскую Мадонну» Петрова-Водкина, учителя Самохвалова. 

В целом подобная масштабная выставка — лишь первое приближение к советскому классику: гораздо более сложному, чем многие полагают.