21.11.2014
В центре внимания — графика. На рисунках 20–30-х годов, выполненных сангиной, сепией и карандашом, изображены те, кому пришлось расти в суровое время. Революция, Гражданская война, лихие авантюры НЭПа — все это стало серьезным испытанием на прочность. Художник, главной для которого всегда была ювенальная тема, ездил в те годы по пионерским лагерям, детским домам, заглядывал в школу Дункан. И создал множество трогательно-щемящих образов. Вот юные уличные торговцы, съежившиеся под проливным дождем («Торгуют яблоками», 1927). Или небольшая акварель: чистенькие пионеры сталкиваются на улице со страшными оборванными беспризорниками (1934). Впрочем, изображена и светлая сторона жизни: катаются на коньках тонконогие девчонки («На катке», 1925), бодро играет на трубе мальчик в смешной кепке («Трубач», 1922), возятся в слесарной мастерской юные рабочие, у которых благодаря социальному лифту появился шанс на новую жизнь («Политехническая школа. В слесарной мастерской», 1930)...
О том же переменчивом, полном катаклизмов времени повествует и живопись. Она также посвящена хрупкости и беззащитности ребенка перед лицом истории. Впрочем, юные герои Чернышева смотрят вперед бесстрашно. Вот «Девочка с яблоком» — спокойная поза, чистый и внимательный взгляд, ясный, звенящий колорит (1923). Или послевоенная картина «Во ржи» (1944–1956): безветренный летний день, спелые колосья, девушка в белом платье с охапкой васильков... Тишина и спокойствие.
Художник не мог помочь своим маленьким моделям — кто знает, что стало с ними потом. Но сохранить их для истории, заставив зрителя сопереживать детям уже минувшего века, оказалось по силам.