Легкое дыхание

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

29.08.2014

Галерея «Ковчег» продолжает цикл «Незабытые имена». В экспозиции — работы Ольги Эйгес (1910–1996). 

Учившаяся в Московском институте изобразительных искусств (бывшем ВХУТЕИНе), где преподавали Фаворский, Бруни, Истомин, она готовила диплом у Александра Дейнеки. Правда, в произведениях почти не заметно влияние советского классика. Это касается и плакатов, которыми Эйгес занималась много лет (на выставке можно увидеть рекламу цирковых представлений, а еще — продукции, отправляемой СССР на экспорт). А также станковых работ, создаваемых фактически «для себя». Именно последние составляют основу нынешней экспозиции.

Ее акварели и карандашные рисунки отличает «легкое дыхание». Умиротворенные портреты: среди позирующих — сама художница, серьезно приподнявшая левую бровь («Автопортрет», начало 1940-х). Уютные жанровые зарисовки («Стирка», 1930-е)...

В целом творчество можно разделить на два периода. Ранний — крымские пейзажи, впервые изображенные Ольгой Эйгес во время творческой практики на академической даче в селении Козы. И более поздний — Москва 1960-х, неумолимо теряющая патриархальный лик и превращающаяся в каменные джунгли. При этом картины подчеркнуто спокойны. Южные виды предстают застывшими, вневременными — своеобразными уголками рая. А наполненная контрастами, меняющаяся Москва, где сталинские высотки соседствуют с деревянными домишками, а на окраинах вырастают новые станции метро, изображается не с чувством протеста, а, скорее, с любовью. Неравнодушие — вот, видимо, главный секрет «легкого дыхания».