Штильная выставка

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

18.07.2014

В Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее — выставка «Штиль и шторм», открывшаяся по инициативе коллекционера Дмитрия Марина. Экспозиция, поддержанная Российской государственной библиотекой, музеем «Новый Иерусалим», Переславль-Залесским музеем-заповедником и музеем-заповедником «Коломенское», посвящена двум монархам, превратившим Россию в морскую державу.

 В первую очередь — Алексею Михайловичу, получившему прозвище Тишайший за набожность и кроткий нрав. Мысливший стратегически, он мечтал построить флот, открыть для страны выход к Черному и Балтийскому морям. В то время торговля шла через северные пути: на выставке показан макет типичной приморской ладьи XIII–XVIII веков — с закругленными бортами. Форма, похожая на грецкий орех, позволяла судну не пойти ко дну — льдины выталкивали его на поверхность. Делались подобные корабли на глазок, что, впрочем, не влияло на их качество. Многие мастера-поморы позже участвовали в строительстве флота для Петра I.

Другой любопытный объект — модель фрегата «Орел». К сожалению, судьба первого русского парусного военного корабля, созданного голландцами в 1669 году, оказалась печальной. В 1670-м его захватили восставшие казаки под руководством Степана Разина. «Орел» показался им слишком сложным для управления, поэтому судно много лет простояло в протоке реки Кутум, постепенно ветшая. И в конце концов сгнило. 

В эпоху «штиля» — как окрестили организаторы выставки правление Тишайшего — была подготовлена почва для бурных преобразований, осуществленных Петром I. Темпераментный и амбициозный, молодой государь взял на вооружение многие достижения Европы. Выписал мастеров для строительства кораблей, отправил дворян за границу учиться морскому делу... Одна из жемчужин экспозиции — искусная модель голландской яхты, выполненная в масштабе 1:12. Интересно, что подобные объекты, за которыми сегодня охотятся коллекционеры, во времена Петра Великого имели прикладное значение. С их помощью русские мастера, еще не умевшие пользоваться чертежами, могли представить, как выглядит то или иное судно. 

Среди других экспонатов — подлинные детали кораблей Петровской потешной флотилии: грубые такелажные блоки, резные бортовые украшения. Есть церковная утварь — поклонные кресты из Соловецкого монастыря (XVIII век), застежки церковных книг... А также старинные гравюры: например, известного французского мастера Жака Калло — масштабное изображение осады острова Ре (XVII век). Или листы из немецкой Библии Мартина Лютера (1553). Показаны и гравюры петровской эпохи — в том числе работа, посвященная строительству судна («Корпус корабля», около 1700 года). А для воссоздания атмосферы опасностей и приключений — любопытные мелочи на полках: вроде побелевших челюстей акулы с тройным рядом зубов.

В целом выставка настраивает зрителей на философский лад. Желтеют под стеклом старые географические карты, замерли на полках корабли... Кто знает, какие очертания границ имела бы сегодняшняя Россия, если бы не упорство и дерзость двух монархов — отца и сына?