Победила дружба: выставка «Совпадение горизонта» в галерее Artstory

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

23.12.2024

Победила дружба: выставка «Совпадение горизонта» в галерее Artstory

Столичная галерея завершает празднование юбилейного года выставкой Владимира Мигачева и Александра Кабина.

Галерея Artstory, основанная коллекционерами Люсинэ Петросян и Михаилом Опенгеймом, в этом году отмечает десятилетие. Этому событию в течение года посвятили целый ряд проектов: эффектным финалом празднования стала выставка «Совпадение горизонта» (куратор — Анна Апресян), соединившая работы двух художников Владимира Мигачева и Александра Кабина.

— Когда мы продумывали концепцию последней выставки этого сезона, мы задумались о том, чтобы показать своеобразное противостояние, с одной стороны, коллекционеров и художников, а с другой — очень разных авторов. Не случайно наш выбор пал на Владимира Мигачева и Александра Кабина. Мигачев живет и работает в Краснодаре, а Кабин родом из Северодвинска — нам стало интересно продемонстрировать диалог стилистически несхожих работ «северного» и «южного» художников. Этот проект стал вызовом не только для галереи, но и для самих авторов. В результате, во многом из-за того, что художники дружат, изначальная идея «противостояния» переросла в созвучие и взаимное дополнение, — рассказала «Культуре» Анна Апресян.

Владимир Мигачев — давний друг галереи: его первая персональная выставка прошла еще в первый год работы Artstory, в 2014-м. Всего художник показал семь «персоналок», некоторые из которых выпали на сложные ковидные времена, когда галереи то открывались, то закрывались. В этом смысле проект Мигачева «Пустота» оказался пророческим: картины с изображением людей в спецодежде развесили в залах за три недели до первого локдауна. В целом тональность, присущая его работам, созвучна турбулентному, почти апокалиптическому миру, в который мы шагнули пять лет назад. Художник, изображающий пустынные пейзажи, наполненные ощущением утраты и одиночества, оказался визионером: по крайней мере, за последние пять лет оптимизма у населения планеты заметно поубавилось.

Александр Кабин тоже художник особого настроения: в его работах много монохрома, однако скупая палитра не мешает ему говорить о важнейших вещах — памяти и забвении, хрупкости человеческой жизни на фоне глобальных исторических потрясений. Недаром его картины напоминают старые полувыцветшие фотографии, на которых лица засвечены и черты стерты. Уже четыре года он участвует в групповых выставках Artstory, а в 2021-м показал здесь первую персоналку. Некоторые проницательные зрители сразу заметили, что у Кабина и Мигачева есть нечто общее: прежде всего, это трезвый, в чем-то горький взгляд на реальность.

— Владимир Мигачев и Александр Кабин нацелены, прежде всего, на осмысление действительности: как окружающей нас, так и универсума, существующего внутри их работ. Оба художника обращаются к человеку, поднимают волнующие их темы памяти, прошлого и настоящего, отсылают к понятным для публики вещам. Однако через эти узнаваемые элементы они задают вопросы, которые порой застают зрителя врасплох, призывают к рефлексии, — поделилась с «Культурой» Анна Апресян.

Как уже отметила куратор, в экспозиции скрещиваются два взгляда — коллекционеров и самих художников. Два малых зала отведены под работы Мигачева и Кабина из коллекции Artstory. А большой зал и коридор — под произведения, выбранные самими авторами: причем это вещи, написанные в последние годы, так что переплетаются не только точки зрения художников и собирателей, но и временные пласты — ставшее историей и нечто совершенно новое. В большом зале можно увидеть масштабные работы Кабина, созданные после страшного прошлогоднего пожара, почти уничтожившего его мастерскую. А также новые работы Владимира Мигачева, ранее предпочитавшего серый цвет, а теперь окунувшегося в красочную стихию. Впрочем, это не единственное новшество: прежде художник дистанцировался от литературоцентричности русского искусства, зацикленности живописи на фабуле. Куда больше его увлекала, например, игра фактур: он использовал такие экзотические материалы, как песок, уголь и кузбасслак. Теперь же в его произведениях появились оммажи к русской классике — правда, тоже не совсем обычные.

— Отдельно можно обратить внимание на серию Владимира Мигачева «Сон Татьяны», которая сильно отличается не только от работ Александра Кабина, но и от всего того, что делал сам Мигачев раньше. В этой серии много литературы: значимость сюжета гораздо выше, чем технического исполнения. Особенно это становится заметно на контрасте с более ранними работами художника, которые находятся в коллекции галереи Artstory. Они представлены в одном из малых залов и являются выражением чистой живописи: фактура, структура, особенности техники здесь важнее всего. В свою очередь, новые работы подчинены особой концепции: это пример переосмысления классического наследия русской литературы — романа «Евгений Онегин». Мигачев переносит знакомый сюжет сна Татьяны в новую действительность, более близкую и понятную нам, — рассказала «Культуре» Анна Апресян.

Но что же это за «совпадение горизонта», заявленное в названии выставки? Как можно совместить нечто эфемерное, не существующее физически? Ответом на этот вопрос, как объяснила Анна Апресян, служит видеоинсталляция «Сон» — совместное творчество художников и искусственного интеллекта. Именно в этом видео, созданном с помощью ИИ, Кабин и Мигачев попытались «совместить» свои творческие устремления. И как бы ни была сильна разница их творческих подходов, все равно убеждаешься — победила дружба. И это лучшее послание зрителям накануне праздников.

Выставка работает до 5 января

Фотографии: предоставлены пресс-службой галереи Artstory.