10.10.2023
Материал опубликован в №9 печатной версии газеты «Культура» от 28 сентября 2023 года.
1. «ПРОЦЕСС. ФРАНЦ КАФКА И ИСКУССТВО XX ВЕКА»
Москва, Еврейский музей и центр толерантности. С 11 октября по 14 января 2024 года
Еврейский музей и центр толерантности готовит проект, посвященный Францу Кафке. Странные и тревожащие книги этого писателя во многом предвосхитили события XX века. В его произведениях оказались намечены траектории, которыми человечество следовало в последующие десятилетия, а также трагедии и вызовы, с которыми ему пришлось столкнуться. Неудивительно, что произведения Кафки обрели поклонников по всему земному шару. Нынешний проект, участниками которого стали Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Пушкинский музей, Музей архитектуры им. Щусева и другие институции, обещает представить зрителям несколько маршрутов — или путей прочтения выставки. Один будет опираться на знаменитый рассказ Кафки «Превращение» — об обыденном ужасе человеческого одиночества. Другой позволит приблизиться к повседневной жизни писателя и побывать в интерьерах, напоминающих контору, где работал как сам Кафка, так и герой его романа «Процесс» Йозеф К. Наконец, третий маршрут обещает открыть новые грани в личности Франца Кафки, фигура которого за прошедшее столетие обросла множеством мифов и легенд.
2. «РАННИЙ НИССКИЙ. ГРАФИКА 1920–1930-Х ГОДОВ»
Москва, галерея «Веллум». До 19 ноября
Георгий Нисский — один из столпов советской живописи, а также один из ее главных романтиков. Прорезающие небо самолеты, проносящиеся поезда, убегающие за горизонт ленты дорог наполнены мечтой и немного — щемящим одиночеством. Во всяком случае, в российском искусстве Нисский так и остался одинокой фигурой, хотя некоторые видят в нем предтечу сурового стиля. Как бы то ни было, его зрелые вещи давно полюбились отечественным зрителям, а вот ранние пока известны гораздо меньше. Благодаря Любови Агафоновой, арт-директору и основателю галереи «Веллум», на выставке можно увидеть работы 1920–1930-х, а также редкие архивные фотографии, причем некоторые показывают публике впервые. Бывший ученик Гомельской художественной школы-студии имени М.А. Врубеля не сразу нашел свой визуальный язык. На выставке показаны ранние ученические работы; вещи, созданные в диалоге с учителями по ВХУТЕМАСу — Робертом Фальком и Александром Древиным. И даже нетипичная для Нисского серия, посвященная гастролям китайского цирка в Москве в конце 1920-х — начале 1930-х. Произведения мэтра дополнены работами современных российских видеохудожников, исследующих природу творчества.
3. БОРИС ГРИГОРЬЕВ. «ПЕРВЫЙ МАСТЕР НА СВЕТЕ»
Санкт-Петербург, Музей Фаберже. До 28 января 2024 года
Имя этого художника долгое время было почти неизвестно публике. Одной из причин, возможно, стал его стремительный отъезд из России, объятой Гражданской войной: вместе с семьей он пересек на лодке Финский залив. Другое объяснение — мрачноватое обаяние его гротескных образов: все-таки Григорьев — художник, далекий от салонных норм и вкусов. Как бы то ни было, его имя постепенно возвращается на родину. Большая ретроспектива в Музее Фаберже (в новом выставочном пространстве Шуваловского дворца) представляет редкие вещи из коллекции организатора — Культурно-исторического фонда «Связь времен», а также работы из российских музеев и частных коллекций. Некоторые вещи широкой публике раньше не показывали — например, серию иллюстраций к роману Достоевского «Братья Карамазовы», создававшуюся на протяжении 16 лет. По прихоти судьбы сам проект так и не был осуществлен: причиной стала Великая депрессия. На выставке показывают 58 рисунков из этой серии, включающей в себя более 70 работ. Другая редкость — полотно «Ревизор», отсылающее к пьесе Гоголя: ранее оно участвовало только в зарубежных выставках. И, конечно, зрители могут познакомиться с разными этапами творчества Григорьева: от его кафешантанных вещей и программной серии «Расея» до зарубежных портретов и впечатлений от путешествий по тропикам.
4. «АВТОР НЕИЗВЕСТЕН. КОСНУТЬСЯ ГЛАВНОГО»
Москва, Музей русского импрессионизма. С 12 октября по 21 января 2024 года
Музейщики шутят, что «н/х» — самый популярный в мире художник. Действительно, картин с неустановленным авторством хватает в любом музее. Исторические катастрофы, личные перипетии, да и просто неудачное стечение обстоятельств — все это могло стать причиной, по которой имя художника оказалось предано забвению. Музей русского импрессионизма, впрочем, увидел здесь поле для эксперимента: в рамках нового проекта зрителям предложат оценить работы неизвестных художников конца XIX — первой трети XX века, то есть полюбоваться анонимными вещами, лишенными магии имен. А заодно окунуться в этот период без ассоциирующихся с ним хрестоматийных шедевров. Впрочем, зрителей ждут и детективные истории об установлении авторства. На выставке покажут работы, атрибутированные в течение последних 60 лет: от Василия Кандинского до Николая Милиоти. А еще на –1-м и 3-м этажах развернут мультисенсорную лабораторию, где можно будет разложить луч света на цвета, рассмотреть под лупой фактуру картины и даже послушать ее звучание. В общем, почувствовать себя въедливым исследователем.
5. «АЛЕКСЕЙ ЩУСЕВ. 150»
Москва, Музей архитектуры имени А.В. Щусева. С 4 октября по 21 января 2024 года
Музей архитектуры представляет выставку, посвященную 150-летию со дня рождения своего первого директора — выдающегося зодчего Алексея Щусева. Это первая монографическая выставка архитектора за последние полвека, и, судя по всему, по-настоящему масштабная. Всего представлено более 600 предметов, связанных с почти двумя сотнями архитектурных проектов, созданных Щусевым. А заодно можно проследить эволюцию его творчества: в Аптекарском приказе можноувидеть примеры храмового зодчества (Марфо-Мариинская обитель и др.), а в Анфиладе — гражданские проекты. От Мавзолея В.И. Ленина и Казанского вокзала до гостиницы «Москва» (на выставке представят оригинальные детали интерьеров этого утраченного в 2004 году здания) и Государственного театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте. Все эти проекты помогут увидеть чуткость Щусева-художника, его открытость эпохе, даже самой переменчивой. Финал выставки в Анфиладе посвятят Музею архитектуры — во многом проявившемуся стараниями Щусева, имя которого сегодня носит МУАР.
6. «ЛЕГЕНДЫ КРЕМЛЯ: РУССКИЙ РОМАНТИЗМ И ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА»
Москва, Музеи Московского Кремля. С 13 октября по 14 января 2024 года
Выставка обещает рассказать о легендах Оружейной палаты, созданной в 1806 году и заложившей основы изучения музейного собрания. Надо, однако, понимать, что атрибуция в XIX веке была более прихотливой — и по понятным причинам менее научной. К тому же Россия после войны 1812 года переживала патриотический подъем. В общем, неудивительно, что исследователи той поры искренне верили, что в кремлевском собрании имеются «детские доспехи великого князя Дмитрия Донского», «шлем святого Александра Невского», «сабля и цепь великого князя Владимира Мономаха», «посохи Андрея Боголюбского и Ивана Калиты». К исторической правде эта информация не имела отношения: на самом деле вещи были созданы позже, в XVI–XVII веке. Другой пример мифотворчества — шапка Мономаха второго наряда, созданная в 1682 году: утверждалось, что она была «венцом великой княгини Ольги», которая привезла его из Царьграда. Всего на выставке можно будет увидеть более 130 предметов и насладиться атрибуционными легендами и спорами.
7. «ПАВИЛЬОН ОРХИДЕЙ»
Москва, Музей Востока. До 22 октября
Выставка, открывшаяся в рамках Шестого фестиваля китайской живописи гунби в Москве, знакомит с работами современных российских художников и их коллег из Поднебесной. Гунби — стиль изображения, зародившийся еще во II веке до нашей эры: его отличает реалистичное изображение с четким прорисованным контуром, а также использование традиционных материалов — вроде рисовой бумаги, шелка ручной выделки и китайской туши, приготовленной по старинным рецептам. В результате получаются изящные и тонкие работы: цветы лотоса и пиона, порхающие птицы и бабочки, плавающие карпы... Выставка показывает, как древняя традиция продолжает жить в современном мире: здесь представлено 100 предметов — в том числе картины и свитки, а также шелковые веера, расписанные вручную актуальными художниками. Хедлайнерами фестиваля в этом году стали китайские художники Ли Чжэ, Чжоу Бин и Ту Чжунь.
8. «НИКОЛАЙ РЕРИХ»
Москва, Государственная Третьяковская галерея. С 10 октября по 10 марта 2024 года
Масштабная монографическая выставка Рериха представляет более 140 произведений художника, помогая проследить его творческий путь. Экспозиция разделена на три части. В первой показывают вещи, связанные с его русским периодом: например, здесь можно увидеть дипломную работу Рериха, приобретенную основателем галереи Павлом Третьяковым («Гонец. «Восста род на род»), а также проследить интерес художника к языческому прошлому Руси. Вторая часть посвящена его восточным странствиям и связанным с ними духовным исканиям. Наконец, третья рассказывает о театральных проектах. Здесь же - задник к «Половецким пляскам», представленным Дягилевым в 1909 году в Париже: специально к выставке был завершен первый этап реставрации. А заодно можно увидеть эскизы к постановкам «Князь Игорь», «Весна священная», «Снегурочка», «Пер Гюнт».
9. «СИМПАТИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
Иваново, «Музейно-выставочный центр». С 6 октября по 15 января 2024 года
Музей AZ представляет выставку в рамках фестиваля «Первая фабрика авангарда» в Иванове. Куратор проекта — художник и интеллектуал Александр Дашевский — проводит параллели между современностью и эпохой Ренессанса: точнее, показать, как одна эпоха ищет ответы на свои вопросы в другой, отделенной от нее веками. Тем более что нынешний глобальный слом — в технологиях, социальном укладе, искусстве — во многом напоминает случившийся 500 лет назад. Да и отношения между прошлым и будущим носят не менее сложный характер: ведь Возрождение со всеми его новаторскими идеями и замыслами было неразрывно связано с античностью, в которой черпало свое вдохновение. В экспозиции представят работы художников 1960–2020-х: Дмитрия Краснопевцева, Олега Целкова, Михаила Шемякина, Павла Отдельного, Петра Белого и других. А посвятят ее памяти безвременно ушедшего сотрудника Музея AZ Сергея Соловьева — блистательного редактора и искусствоведа, несколько лет курировавшего «Первую фабрику авангарда» в своем родном Иванове.
10. «ЧЕРНОЕ ЗЕРКАЛО УИЛЬЯМА ХОГАРТА»
Нижний Новгород, Нижегородский государственный художественный музей. До 15 октября
Уильям Хогарт — английский художник, гравер, блестящий сатирик — считается предтечей критического реализма в изобразительном искусстве. Он обращался к разным социальным слоям английского общества XVIII века и бичевал людские пороки, мечтая их исправить — в духе господствовавших тогда идей Просвещения. В Самарском областном художественном музее хранится коллекция гравюр Хогарта из 115 листов. Коллаборация двух музеев позволила представить 50 творений английского художника в НГХМ. На выставке можно увидеть самые знаменитые серии — «Карьера шлюхи», «Четыре степени жестокости», «Выборы в парламент», «Карьера мота», «Модный брак» — и подивиться остроте и злободневности сатиры Хогарта.
11. «ВЛАДИМИР ЛЕБЕДЕВ. ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА НА ФОНЕ ДНЕВНИКА»
Санкт-Петербург, галерея KGallery. До 10 декабря
Владимир Лебедев вошел в историю как виртуозный книжный график — наверное, у каждого советского ребенка были оформленные им книги Маршака «Цирк» и «Мороженое». При этом он был талантливым живописцем, хотя и не создал масштабных программных вещей, а еще вел дневники. Публикация этого архива в двухтомном издании и стала поводом к созданию нынешней ретроспективы. Архивы художника попали в галерею несколько лет назад: с ними работала Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка Государственного Русского музея. По ее словам, эти записи бытового характера (например, о тратах художника) добавили много интересных штрихов к портрету Лебедева, фигура которого за последние десятилетия обросла множеством мифов. Один из них — о нелюдимости мастера — книга в итоге развенчивает. Ну а выставка, собранная из частных собраний Петербурга и Москвы и охватывающая разные периоды творчества Владимира Лебедева, еще раз показывает, что его талант был значительно шире книжных рамок.
12. «РОДЧЕНКО. ЛИЧНОЕ»
Москва, Центр «Зотов». До 28 января 2024 года
Проект, открывший серию персональных выставок в центре «Зотов», представляет 58 знаковых снимков Александра Родченко. Фотографии классика конструктивизма сгруппированы по нескольким разделам. «Семья» — это Варвара Степанова, любимая жена, соратница и лучший друг, с которой они познакомились еще в Казанской художественной школе. А также маленькая дочь Варвара Родченко, или Муля, как ее называли дома. И, конечно, мать художника, портрет которой — в платке в горошек — стал одним из самых знаменитых его снимков. «Город» — это виды Москвы, в том числе конструктивистской, постоянно меняющейся, а также — Мясницкой, где жил художник. «Репортаж» — фирменные ракурсы и необычные точки съемки, «ВХУТЕМАС» — фотографии учебных постановок (вроде натюрморта с кувшином воды), портреты студентов и коллег. А «Мастерская» — творческая атмосфера той эпохи: включая портреты Владимира Маяковского и Лили Брик. Все это перемежается цитатами из дневников художника — часто неожиданными и не всегда веселыми, — снова возвращающими нас к названию выставки «Личное». Как, например, эта запись, сделанная за несколько лет до ухода: «...Как старик думаю, что все прошло в этой квартире. Слава, любовь и жизнь. Что же осталось? Был ли я счастлив? Славу я презирал. Любовь... ограничил, жизнь не ценил. Фантазию одну не ограничивал. И делал то, что нравится. Вот и все... А потом будет так же шуметь город в окно. И свистеть стрижи над крышами. И скучные сумерки будут сгущаться к ночи...»
Фотографии: Г. Нисский На катке. 1930-е гг., предоставлена пресс-службой галереи «Веллум»; (на анонсе) предоставлена пресс-службой Центра «Зотов».