Археолог Александр Заика: «Люди долго отказывались верить, что петроглифы древние: думали, их нарисовали современные художники-мистификаторы»

Ирина ЕЛИСЕЕНКО, Красноярск

19.04.2023

Археолог Александр Заика: «Люди долго отказывались верить, что петроглифы древние: думали, их нарисовали современные художники-мистификаторы»

В Красноярском краеведческом музее открылась уникальная VR-экспозиция. Ее посетители могут перенестись в Хакасию, на склоны горного массива Оглахты и увидеть гигантское собрание петроглифов. «Культура» побывала на выставке и задала вопросы археологу Александру Заике, который изучает древнее искусство.

Петроглифами принято называть изображения, которые были выбиты или нарисованы краской на скалах и камнях. В России наскальные росписи–писаницы есть на Урале, в Карелии, на Кавказе и в Сибири. Одно из самых загадочных местонахождений петроглифов — горный массив Оглахты, являющийся частью государственного природного биосферного заповедника Хакасского. Это гигантская галерея под открытым небом. Старейшие из ее рисунков относятся к каменному веку (их возраст не менее пяти тысячелетий), а самые поздние — к Средневековью и Новому времени.

Территория эта труднодоступна, попасть сюда на экскурсию может далеко не каждый. Однако археологу Александру Заике довелось побывать и в Оглахты, и в других отдаленных точках, которые тысячи лет назад художники выбрали местом для своих пленэров.

Александр Леонидович, поделитесь впечатлениями от новой выставки краеведческого музея.

— На этой экспозиции мы с помощью современных технологий можем увидеть потрясающий комплекс Оглахты с его уникальными сюжетами, которые позволяют нам погрузиться в мысли, дела наших предшественников. Особенность Оглахты в том, что изображения здесь присутствуют не только на скалах, но и на каменных плитах, находящихся под ногами. Похоже, что художникам было уже недостаточно места на скальных плоскостях, приходилось использовать все поверхности. Одна из таких плит, кстати, хранится в красноярском музее, а часть артефактов перенесли в музей Абакана. Но все же многие камни с изображениями остались там, где и находились в далекие времена.

Расскажите, что изображали древние художники на скалах и камнях.

— Не только на скалах и камнях. Петроглифы есть и в пещерах, причем довольно далеко от входа. Сделаны они явно при свете факелов, в неудобных условиях, в нишах, колодцах. То есть авторы этих рисунков были еще и отличными спелеологами. Они оставили нам шедевральные образцы творчества.

Неудивительно, что долгое время, даже в ХIХ веке, люди отказывались верить, что изображения относятся к древнему искусству. Все думали, что их нарисовали современные художники-мистификаторы. И только когда стали находить в грунте рядом с петроглифами предметы древнекаменного века, мировой научной общественности пришлось согласиться: это нарисовано 15–20, а то и 35 тысяч лет назад.

Самые древние петроглифы изображают бытовые сценки?

— Мы считаем, что нанесение петроглифов — часть ритуала. Например, удачно прошла охота, добыли зверя, который позволит людям продолжать жизнь. В благодарность духу леса, духу животных нужно сделать жертвоприношение, да еще и оставить пожелание, чтобы потомство оленей и лосей не иссякало. Этакий экологический подход в искусстве. Очевидно, корни этой традиции уходят в эпоху палеолита. Оттуда берет начало пантеон образов для поклонения: крупные реалистичные фигуры лосей, кабанов, медведей, быков-туров.

А люди на этих рисунках есть?

— Человек тысячелетиями ощущал себя приниженным, ущербным по отношению к животному миру. Ведь у нас нет когтей, клыков, мощных челюстей, острого зрения и обоняния, способности быстро передвигаться. Вот и пришлось компенсировать свою неполноценность изобретением рубящих, колющих каменных орудий. Они помогли древнему человеку выйти на одну ступеньку с окружающим миром.

Первые опыты изображения человекоподобного лица в анфас появляются только четыре тысячи лет назад. И это была неолитическая революция в искусстве, когда древние художники достигли высокого уровня мастерства. До этого людей они рисовали только в профиль и только в контексте охоты или в качестве пассажиров лодок. Впрочем, в профиль изображали и животных, потому что так персонажи максимально узнаваемы, да и нарисовать их проще. Даже если ты не особо мастеровитый художник, ты можешь использовать такую простую технику: положил животное, обвел на песке, уменьшил, перенес на камень.

Кстати, изображения человека в профиль были, как сейчас бы мы сказали, карикатурными. Большой нос, большая голова, открытый рот — своего рода «уродцы», зато отражены характерные черты отдельных героев.

В залах краеведческого музея и на VR-выставке мы видим очень изящные рисунки, узнаваемые образы. Выглядит эта работа довольно трудоемкой. Насколько тяжелым был труд древних художников?

— Есть версия, что художники являлись отдельной социальной категорией. Были заказчики, которые приглашали исполнителей для создания рисунков на ту или иную тему. В общем, всё также, как и у современных представителей этой профессии. Работать с камнем нелегко, но были свои навыки, технологии и свой инструментарий, что позволяло облегчить труд древнего художника.

Некоторые местонахождения петроглифов, вероятно, были храмами под открытым небом, как, например, Оглахты. Там работали штатные «иконописцы», они обладали правом наносить изображения в святилищах, отражать сюжеты, выбранные лидерами этноса или племени. Феофан Грек, Андрей Рублёв расписывали православные храмы. В принципе можно здесь провести аналогию с древними авторами — они облагораживали «намоленные» места задолго до Грека и Рублёва.

Мы уже многие петроглифы исследовали и сейчас можем выделить не только стили, художественные школы, но и отдельных художников, можем узнать руку автора. Например, один и тот же художник работал на скалах Оглахты и на Шалаболинской писанице (памятник наскального искусства на правом притоке Енисея — реке Тубе). У него свой набор инструментов, особая манера. Находить такие совпадения — увлекательная поисковая работа на стыке археологии, этнографии и искусствоведения.

Александр Леонидович Заика — кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и директор музея археологии и этнографии Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. Сфера научных достижений и интересов: древнее искусство народов Сибири, методика исследования петроглифов, охрана культурного наследия.

Фотографии предоставлены Красноярским краеведческим музеем.