Рейтинг «Культуры». Кто из современных художников самый дорогой?

Валерия АНТОНОВА

15.12.2021

Рейтинг «Культуры». Кто из современных художников самый дорогой?

Материал опубликован в № 09 печатной версии газеты «Культура» от 30 сентября 2021 года в рамках темы номера «Что такое современное искусство?».

Этой осенью на Болотной набережной в Москве открылся новый культурный центр ГЭС-2, принадлежащий фонду V-A-C. Центр, еще не начав принимать посетителей, вызвал шумиху в СМИ и интернете — все благодаря скульптуре швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина №4», выставленной перед входом в новую арт-площадку. Скульптура, представляющая собой гигантскую алюминиевую копию размятого в руках куска глины, моментально получила от многих интернет-пользователей ряд нелестных сравнений. Несмотря на подобную массовую реакцию, современное искусство — довольно прибыльное занятие. Мы подготовили рейтинг творцов современного искусства именно с «коммерческим» уклоном. Чьи работы чаще всего выставляют в музеях и галереях? Какие произведения пользуются наибольшим спросом на аукционах? Кого чаще всего гуглят? Об этом — в нашем новом материале.

Методика: как мы считали

К современному искусству принято относить работы художников, созданные во второй половине XX — начале XXI века. Мы определили категории, по которым можно объективно сравнить современных художников и их творчество. Так, мы проанализировали: спрос на произведения художника на аукционах; количество музеев, где выставлены работы художника; количество персональных выставок художника; количество поисковых запросов в интернете и, наконец, позиции художника в различных рэнкингах популярности. В некоторых категориях выделили сразу несколько критериев, по которым можно провести сравнение: например, в категории спроса на аукционах выделили совокупный оборот от продаж произведений художника на аукционах, количество проданных на аукционах работ, а также стоимость самой дорогой проданной работы.

По каждой из категорий мы составили топ-10 современных художников и присвоили им баллы за каждый критерий. За первое место давали по 10 баллов, за второе — по 9 и так далее до одного балла за 10-е место. Художники с одинаковыми показателями в той или иной категории получали в ней равное количество баллов. После этого мы просуммировали полученные баллы и составили итоговый рейтинг.

Рассмотрим методику подробнее на категории спроса на работы художника на аукционах произведений современного искусства. Не секрет, что в мире искусства многое решают деньги — произведения искусства уже не столько мировое наследие, сколько удачная (или не слишком удачная) инвестиция. Различные фонды и просто богатые люди участвуют в аукционах, чтобы приобрести в свою коллекцию произведение искусства; спрос на одни работы год за годом увеличивается, другие же, напротив, привлекают мало внимания. Это же правило касается и современного искусства: в первую очередь это рынок, насыщенный очень большими деньгами, и год за годом он только растет. Если в 2000 году денежный оборот от продажи произведений современного искусства на аукционах составил всего 92 млн долл., то в 2010 году он вырос до 1,1 млрд долл., а в 2019-м его размер составил уже почти 2 млрд долл. За эти двадцать лет число аукционных домов, представляющих рынок современного искусства, удвоилось, ежегодное количество продаваемых лотов выросло в шесть раз, а средняя цена произведения современного искусства утроилась — с 7,43 тыс. долл. до 25 тыс. долл. К настоящему моменту работы современных художников составляют уже 15% от всего рынка произведений искусства — этот сегмент обогнал работы старых мастеров (к этой категории аукционисты относят художников, творивших в период между эпохой Возрождения и 1800 годом) и произведения XIX века.

Мы видим, что наибольший денежный оборот на аукционах — у работ американского художника-неоэкспрессиониста Жан-Мишеля Баския (более 2 млрд долл.). За этот показатель присуждаем ему 10 баллов. Второе место по аукционному обороту занял американец Джефф Кунс, прославившийся благодаря огромным цветным скульптурам из стали, напоминающие фигурки, сделанные из воздушных шариков, — 939 млн долл. и плюс 9 баллов в нашем рейтинге. Третье место досталось британцу Дэмьену Херсту, известному своими работами на тему смерти и преходящести бытия (696 млн долл.) — отдаем ему 8 баллов. (Таблица 1).

По количеству проданных на аукционах работ лидирует японский художник и дизайнер Такаси Мураками с его яркими маргаритками и черепами. Всего было продано 5,5 тыс. его работ. 10 баллов в копилку Мураками. Второе место по количеству проданных произведений занял американский художник стрит-арта Кит Харинг с 4,8 тыс. работ — 9 баллов. За ним следует Дэмьен Херст с 4,2 тыс. проданных произведений и 8 баллами.

Самое дорогое произведение современного искусства, проданное на аукционе, стоит более 110 млн долл. и принадлежит кисти Жан-Мишеля Баския. Это картина без названия, на которой на голубом фоне изображен человеческий череп. За безымянное полотно присуждаем Баския еще 10 баллов. Второе место по стоимости самой дорогой своей работы занял Джефф Кунс: его скульптуру «Кролик» в 2019 году приобрели за 91 млн долл., что стало аукционным рекордом для работы ныне живущего художника. Еще 9 баллов Джеффу Кунсу. 8 баллов и третье место по стоимости самой дорогой работы достались американцу Кристоферу Вулу, чья картина «Бунт» (черные буквы RIOT на белом фоне) была продана за 29,9 млн долларов.

Просуммировав эти показатели, получаем следующую расстановку сил: первое место с 20 баллами в этой категории разделили Жан-Мишель Баския и Джефф Кунс. Второе место и 17 баллов получил Дэмьен Херст, а третье место и 15 баллов — Кристофер Вул.

Главный экспонат

С аукционных торгов работы современных художников отправляются, как правило, в частные коллекции. Простые же смертные могут их увидеть в музеях и галереях — поэтому, чтобы определить, насколько популярен тот или иной современный художник, важно учитывать, в скольких музеях выставлены его работы и сколько у него было выставок. В данном случае мы сконцентрировались именно на персональных, а не на групповых выставках, поскольку именно персональные выставки способствуют повышению узнаваемости конкретного художника. Для анализа этой категории мы использовали данные с персональных сайтов самих художников, а также с сайтов музеев и галерей.

Как видно из таблицы (таблица 2), в этой категории не получил баллов такой известный современный художник, как Бэнкси. Это может показаться странным, ведь пару лет назад даже в Москве была выставка его работ. Однако та выставка, вполне успешно гастролирующая из одного музея мира в другой, неофициальная и не авторизована самим художником. В постоянные экспозиции крупных музеев работы Бэнкси тоже не входят: по мнению куратора и арт-критика Франческо Бонами, чтобы быть представленным в серьезных музеях или галереях, художнику надо изобрести собственный язык искусства, а Бэнкси, по его словам, такого языка не изобрел.

Самые популярные в интернете

Если речь идет о чем-то современном, то без анализа интернет-популярности не обойтись. В этой категории мы проанализировали количество поисковых запросов по современным художникам, чтобы понять, кого интернет-пользователи чаще всего ищут в интернете.

Помните, что мы говорили в предыдущем разделе об отсутствии у Бэнкси собственного художественного языка? Забудьте. Интернет-пользователи не столь избирательны, как кураторы выставок; им все равно, есть ли у художника свой собственный язык. Им подавай сенсацию, дерзость, провокационность, а этого у Бэнкси достаточно.

Показательно, что второе место в этой категории занял художник и дизайнер KAWS (настоящее имя — Брайан Доннелли). Большое количество поисковых запросов по его имени тоже вполне объяснимо: дело в том, что у его творчества есть не только художественная, но и коммерческая сторона. Знаменитые игрушки KAWS с крестами на месте глаз можно купить даже в российских интернет-магазинах. И хотя цены на них начинаются от 52 тыс. рублей, эта сумма все равно существенно ниже тех объемов, которыми ворочают на аукционах, поэтому их вполне можно считать массовым искусством. (Таблица 3).

Признание на мировом уровне

В заключение рассмотрим рэнкинги, подготовленные зарубежными галереями и изданиями об искусстве, — как там распределены силы между современными художниками и кто из них входит в мировые топ-10, по мнению экспертов в области искусства? В данной категории мы использовали данные рейтингов, подготовленных изданием Artland и онлайн-галереей KAZoART. (Таблица 4).

Мы видим, что топ-10 обоих рейтингов достаточно сильно пересекаются: различия заключаются лишь в том, что в рейтинг KAZoART не вошли Жан-Мишель Баския и Кит Харинг.

Подводим итоги

Наш итоговый рейтинг возглавил Жан-Мишель Баския с 47 баллами. Этого художника можно назвать настоящим феноменом мира современного искусства — особенно с точки зрения аукционистов. Его кисти принадлежит не только самое дорогое проданное произведение современного искусства, но еще он стал первым современным художником, чья работа была продана дороже 1 млн долл. Это произошло в уже далеком 1998 году, и его можно считать первопроходцем, открывшим современным художникам дорогу к по-настоящему большим сделкам.

Второе место с 38 баллами разделили британцы Дэмьен Херст и Питер Дойг, а также американец Кит Харинг. Третье же место заняли Джефф Кунс и Ричард Принс, набравшие по 34 балла.

Интересно, что российские современные художники не фигурировали в топ-10 ни в одной из наших категорий. К сожалению, наши соотечественники не пользуются ни мировой известностью, ни спросом среди коллекционеров. Достаточно лишь сказать, что в топ-1000 художников с самым большим аукционным оборотом с 2000 по 2020 год вошли всего семь российских современных художников, и все они далеко не в первой сотне: это Семен Файбисович, Леонид Пурыгин, Константин Разумов, Георгий Гурьянов, Гриша Брускин, Тимур Новиков и Валерий Кошляков.

Фотографии: Martin Meissner/AP/ТАСС; ZUMA/ТАСС.