Как важно быть успешным: иллюзии и разбитые мечты в Мультимедиа Арт Музее

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

21.06.2021



Блеск и нищета консьюмеризма — на фестивале «Мода и стиль в фотографии – 2021».

Казалось, пандемия должна была отодвинуть на второй план потребительскую манию: когда вокруг болеют и умирают, как-то неловко хвастаться новым автомобилем или сумкой. Однако статистика неумолима: пока бедные теряют последнее, богатые умножают капиталы. Так что проекты, созданные еще в докоронавирусную эпоху и посвященные «вещизму», остаются актуальными и сегодня.

Гвоздь программы — выставка Лорен Гринфилд «Одержимые успехом». Это масштабное 25-летнее исследование: не только художественное, но и антропологическое. В объективе Лорен — люди из разных уголков планеты, от России до Китая. Однако главные герои, конечно, соотечественники — американцы. В начале карьеры Лорен в поисках темы снимала традиционные сообщества — например, ирландских трудовых мигрантов. Но затем вернулась в родной Венис (район Лос-Анджелеса), чтобы запечатлеть хорошо знакомые и в то же время далекие от нее вещи — жизнь местной молодежи, родившейся с «серебряной ложкой» во рту. Гринфилд интересует прежде всего человек, узнавший, что такое богатство и успех, а затем, как нередко бывает, драматично рухнувший вниз. Ее герои — жена финансиста, замешанного в мошенничестве и приговоренного к десяти годам тюремного заключения; семейная пара, задумавшая построить самый большой дом в Америке — «Версаль», но из-за кризиса 2008 года объявившая дефолт по ипотеке; дочь богатых родителей, поставленная перед фактом, что она взрослая и должна сама оплачивать свои счета. Со многими из героев Лорен общалась годами, и это «погружение» позволило ей сделать фильм «Одержимые успехом» — его также можно увидеть на выставке.

Гринфилд говорит о важных вещах: неимоверной роскоши как индикаторе удавшейся жизни; о попытке соответствовать уже не американской мечте, но лайфстайлу знаменитостей — и непонимании, что этот сверкающий мир — лишь сказка, обман. О том, что все устроено по мужским законам и женщина по-прежнему лишь объект желания, поэтому и вынуждена поддерживать «товарный вид»: кто-то еще в колледже делает ринопластику, другие с юного возраста участвуют в конкурсах красоты, третьи — в поисках легких денег торгуют собственным телом.

Гринфилд не осуждает своих героев и не изучает их бесстрастно, как ученый. Она проявляет эмпатию, пытаясь показать, что, потеряв многое, эти люди в итоге обрели нечто важное — например, задумались о ценности человеческих отношений, о семье и даже о душе. Это выглядит почти морализаторством, однако серьезные потери действительно способны «разбудить» человека. И неважно, чего мы лишаемся — купленного в ипотеку дворца или хорошо оплачиваемой работы в банке.

Впрочем, тема иллюзии, обмана появилась задолго до эпохи селебритиз и «Инстаграма». Куратор и коллекционер Мартин Парр (по совместительству — фотограф легендарного агентства «Магнум») в проекте «Здесь цель одна — доставить развлечение» рассказывает о феномене студии Джона Хайнда. Работы фотографов Эльмара Людвига, Эдмунда Негеле и Дэвида Ноубла, трудившихся на Хайнда в 1960–1970-е, представляют собой ожившую мечту. На выставке можно увидеть фото центра отдыха «Батлинс», обожаемого англичанами: прародителя формата all inclusive. Он был придуман предпринимателем Билли Батлином в попытке справиться с капризами местной погоды. В его клубах не нужно было выходить за территорию: гостям предлагались все удобства — от питания и горячей воды до развлечений.

Фотографы студии Хайдна блестяще показывают этот рай. Невозможно догадаться, что неестественно яркие снимки сделаны вовсе не спонтанно: настолько расслабленными кажутся запечатленные на них люди. Между тем для съемок каждый раз выстраивали сложную систему освещения, при этом пьяные гости запинались о кабели, а интерьеры вживую выглядели запыленными, с лужами от пива. Однако благодаря таланту фотографов, а главное, ретушеров картинка радикальным образом преображалась: многие фото раскрашивали вручную. Открытки с этими кадрами успешно продавались: они «соблазняли» зрителя, дарили ему мечту. И в этом смысле «Инстаграм» с его фильтрами не принес ничего нового.

С предыдущими проектами резко контрастирует выставка «Мода на подиумах и тротуарах» Билла Каннингема — отца street-style фотографии. Маэстро, ушедший из жизни 5 лет назад, снимал звезд не только на вечеринках, но и на улицах. На его черно-белых кадрах можно увидеть Дэвида Боуи с женой Иман, Грейс Джонс, Михаила Барышникова, Анну Винтур, молодого Трампа. Впрочем, попасть в объектив мог каждый, кто выглядел стильно: в экспозиции много безымянных портретов. Каннингем выходил на улицы Нью-Йорка каждый день — в неизменной синей куртке, на велосипеде, с фотоаппаратом. Он вел успешные колонки, в которых фиксировал причудливую уличную моду. Но глядел на нее глазами эстета, а не потребителя: маэстро жил аскетично, в крохотной квартирке, и утверждал, что деньги — самое дешевое: «Свобода и воля — вот что дороже всего». Кажется, и звезды интересовали его лишь как красивые, яркие, экстравагантные персонажи. Фиксируя быстро меняющуюся моду — часть потребительской культуры, Каннингем оставался мало восприимчив к успеху: по крайней мере, к его внешним атрибутам. Увы, в наши дни стритстайл-фотография превратилась в ярмарку тщеславия, однако это не вина маэстро и вообще уже совсем другая история.


Фотографии предоставлены пресс-службой Мультимедиа Арт Музея.