Карл Фаберже — ювелир и предприниматель

Екатерина ГИНДИНА

03.03.2021



В 2020 году исполнилось 100 лет со дня смерти Карла Фаберже — ювелира, предпринимателя, легенды. В Гербовом зале Зимнего дворца проходит выставка «Фаберже — ювелир Императорского двора».

В подготовке приняли участие шесть музеев — три государственных и три частных. Это Эрмитаж, заповедники «Павловск» и «Петергоф», Русский национальный (Москва), Христианской культуры (Санкт-Петербург) и Музей Фаберже в Баден-Бадене. О том, как построена экспозиция, о самых интересных предметах и о главном таланте Карла Фаберже рассказывает куратор выставки, научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа Татьяна Бабошина.

— В прошлом году многие музеи подготовили выставки, посвященные Карлу Фаберже. Нашу выделяет то, что здесь представлено практически все многообразие продукции его фирмы. Мы показываем украшения, пасхальные подарки, предметы из серебра, камнерезные фигурки, часы, вазы, портсигары, рамки для фотографий... Есть редкие вещи времен Первой мировой войны, производившиеся фирмой Фаберже для нужд фронта, — емкости для стерилизации, походный самовар…

— Какова структура выставки?

— Первую ее часть составляют драгоценные предметы и личные вещи членов императорской семьи. Вторую — изделия, которые принадлежали царской фамилии и другим высокопоставленным персонам, сгруппированные не по хронологии, а по мастерским, входившим в «империю» Фаберже, — серебряная, камнерезная, эмальерная и так далее.

— Какие вещи, кроме принадлежавших императорской фамилии, есть на выставке?

— В основном это подарки, которые делали члены императорской семьи. Например, маленькая фигурка мыши, вырезанная из агата. Она принадлежала Матильде Кшесинской, ее подарил балерине младший брат императора, великий князь Михаил Александрович. На лапке можно прочесть надпись: «Маленькой мышке».

Есть серебряный грифон, который был подарен Русскому музею великим князем Георгием Михайловичем «на память об открытии». Есть серебряный же кубок — приз, который император лично вручил победителям Большой парусной гонки 22 июля 1898 года.

Кроме того, мы дополнили выставку костюмами из коллекции Эрмитажа (платьями императриц и придворных дам, мундирами императоров) и портретами членов императорской фамилии.

— На какие экспонаты вы советуете обратить особое внимание?

— Наш главный экспонат — миниатюрная копия императорских регалий (она выполнена в 10-кратном уменьшении). История эта хорошо известна. Карл Фаберже решил представить свою работу на Всемирной парижской выставке в 1900 году и испросил у Николая II разрешение сделать копию императорских регалий. Разрешение было дано ему с условием: изделие не продавать, оно должно вернуться в Зимний дворец.

Интересно, что Фаберже был на Парижской выставке членом жюри и представил свою работу вне конкурса, но ему все же вручили золотую медаль и орден Почетного Легиона.

Замечательны каминные часы, подаренные членами императорской семьи Александру III и Марии Федоровне на 25-летие их бракосочетания. Они сделаны по проекту Леонтия Бенуа, в их создании приняли участие несколько мастерских — ювелирная, камнерезная, серебряная… Как и многие другие работы Фаберже, после революции эти часы «ушли» из страны, но потом «вернулись» и в 2014 году были переданы в коллекцию музея президентом России.

— На выставке есть императорские пасхальные яйца?

— Предположительно экспонаты, предоставленные Музеем Фаберже в Баден-Бадене и Музеем христианской культуры, относятся к этой серии.

Кроме того, мы показываем часы-яйцо Ротшильда, работу ювелира Михаила Перхина и часового мастера Николая Роде. Их заказала Фаберже старшая сестра барона Эдуарда Ротшильда по случаю его помолвки. До недавнего времени они хранились в семье, переходя от одного наследника к другому, потом попали на аукцион и были переданы в Эрмитаж президентом России.

В них есть и сюрприз — механический золотой петушок, украшенный алмазами. По замыслу мастеров, он каждый час должен появляться из яйца, взмахивать крыльями, раскрывать клюв и петь. Реставраторы Эрмитажа еще не успели исследовать его механизм, так как экспонат постоянно находится на экспозиции, но это обязательно будет сделано.

— Как родилась у Фаберже идея пасхальной серии?

— Эта идея сама по себе не нова, на Пасху всегда дарились яйца — деревянные, фарфоровые, более или менее дорогие. Новизна в том, что Фаберже дополнил само яйцо сюрпризом, который никогда не повторяется. Каждый раз это какая-то диковина — ювелирная, механическая. Я полагаю, что важную роль в рождении пасхальной серии сыграло знакомство Фаберже с эрмитажной Галереей драгоценностей, вещи из которой он реставрировал. Там можно было почерпнуть не одну идею.

— Есть ли на выставке какие-то неожиданные предметы?

— Пожалуй, самая неожиданная вещь — спичечница, выполненная по мотивам произведений Иеронима Босха и принадлежавшая, по мнению сотрудников музея Фаберже в Баден-Бадене, императрице Александре Федоровне. Впрочем, от Фаберже можно было такого ожидать — при его интересе к истории искусства, любви к экспериментам. Я видела аналогичную работу в Музее Фаберже на Фонтанке — это спичечница в виде свинки с серебряным рыльцем. Обе сделаны из песчаника и вполне функциональны — о них можно зажечь спичку.

Есть также фаянсовая ваза, покрытая «пламенеющей» глазурью (она из «Павловска»). Это работа английской керамической и фарфоровой мануфактуры Доултона. В мастерской Виктора Аарне фирмы Фаберже для нее была изготовлена серебряная оправа «с гороховыми стручками» — очень эффектное дополнение, превратившее вазу в шедевр. Кроме того, это редкий для фирмы Фаберже пример обращения к стилю модерн (в основном он работал в исторических стилях).

— На выставке довольно много камнерезных фигурок…

— Да, это очень важная группа изделий. Они всегда пользовались большой популярностью. Известно, что у Александры Федоровны была коллекция камнерезных зверушек, что и она, и Мария Федоровна, часто дарили такие вещицы своим сестрам. Мы знаем также, что король Великобритании Эдуард VII и королева Александра заказывали Фаберже фигурки из камня. Например, «портретную» серию животных своего зоопарка (в Лондон был специально послан художник).

Кроме зверей, у нас на выставке представлена камнерезная фигурка камер-казака Андрея Кудинова из Павловска, (ее купил Николай II, и она стала 18-й в его коллекции). Есть фигурка «Прикуривающего солдата» из Музея христианской культуры. И поскольку изделия эти были очень популярными, существует вероятность, что такая фигурка не одна.

Забавно, что в высших кругах Петербурга многие тоже собирали свои коллекции, подражая императорскому семейству. То есть Фаберже создал такую актуальную маркетинговую историю.

— В Москве в Историческом музее сейчас проходит выставка «Фаберже и придворные ювелиры». Она перекликается с эрмитажной?

— В Историческом музее показывают то, чего нет у нас на выставке, — изделия с перегородчатыми эмалями, что очень интересно.

Дело в том, что московское отделение фирмы Фаберже ориентировалось не на аристократические круги, а на купечество, средний класс, у которого был свой вкус. Большим успехом там пользовался неорусский стиль. И фирма выпускала, например, серебряные сосуды в форме берестяного туеска, братины с героями былин, много вещей с перегородчатыми эмалями — ярких, эффектных, отсылающих к национальным традициям.

— Вы упомянули о московском отделении фирмы… Сколько еще отделений было у Фаберже?

— Небольшую ювелирную мастерскую основал еще отец Карла Фаберже, но она была одной из многих в Санкт-Петербурге. 1872 году главой фирмы стал Карл Густавович, и именно тогда началось ее развитие. В 1887 году Фаберже открыл филиал в Москве, в 1900-м — магазин в Одессе, а в 1906-м — в Киеве. В 1903-м он создал отделение в Лондоне, через которое осуществлялась связь с зарубежными заказчиками.

— В чем секрет успеха и популярности Фаберже?

— Я думаю, это не один секрет, это целый комплекс. Во-первых, Карл Фаберже был необыкновенно талантливым руководителем и предпринимателем. Он знал современные тренды, был очень смел, постоянно осваивал новые технологии, работал с разными материалами. В свою фирму он приглашал самых хороших мастеров, самых интересных художников, которые, с одной стороны, генерировали идеи, а с другой, обладали потрясающими техническими возможностями.

Во-вторых, вещи, создававшиеся в мастерских Фаберже, всегда были самого высокого качества. Это относилось и к массовой продукции, и к высочайшим заказам. Есть легенда, что Карл Густавович лично просматривал каждую вещь и, если видел в ней какой-то изъян, уничтожал ее.

Наконец, Фаберже обучался в Европе, был хорошо знаком со многими музейными собраниями, 15 лет проработал в Эрмитаже и для Эрмитажа, где реставрировал и изучал сокровища Галереи драгоценностей. Делал он это бесплатно, но бескорыстие его окупилось знаниями — исторических стилей, секретов старых мастеров.

— Все знают о триумфах Фаберже. Случались ли у него неудачи?

— Неудачи? История умалчивает о неудачах Фаберже. 

На фото: Миниатюрная копия императорских регалий. Санкт-Петербург, 1900. Фирма К. Фаберже, мастерская Ю. Раппопорта. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Фото на анонсе: часы-яйцо Ротшильда. Санкт-Петербург, 1902. Фирма К. Фаберже, мастерская М.Е. Перхина, часовой мастер Н.В. Роде. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.