Как Третьяковская галерея пережила карантин

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

19.06.2020





В преддверии возобновления работы Третьяковка рассказала о развитии digital-направления, возвращении картин из-за рубежа и о новых выставках.

Музеям в Москве формально разрешили открыться 16 июня, однако Третьяковская галерея планирует принять первых посетителей только 3 июля. Впрочем, пресс-конференция, посвященная открытию музея, тоже пока прошла в онлайн-формате, в ZOOM: с журналистами пообщались генеральный директор Зельфира Трегулова, ее заместитель по развитию Татьяна Мрдуляш и главный хранитель Татьяна Городкова. Руководитель ГТГ (Государственной Третьяковской галереи) рассказала, что 3 июля для зрителей заработают основные площадки — залы в Лаврушинском переулке и на Крымском Валу, а также дом-музей Виктора Васнецова и музей-квартира Аполлинария Васнецова:

— Мы продлим выставочные проекты, которые были развернуты еще до закрытия музея. И покажем новый: 3 июля на Крымском Валу откроется выставка «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина». Мы представим около 100 произведений молодых художников. Третьяковская галерея уже «потеряла» для своего собрания 1990-е и 2000-е. Однако благодаря щедрому дару Сорокина и Смирнова обретает 2010-е. Кроме того, 7 июля мы откроем выставку «НЕНАВСЕГДА. 1968–1985». Мы долго искали подходящее название и в конце концов остановились на этом варианте. Мне кажется, он «выстрелит» лучше, чем любой другой. Это будет неортодоксальный взгляд на ту эпоху и на важнейшие явления в отечественном искусстве последних десятилетий XX века, вроде московского концептуализма или концепции тотальной инсталляции Ильи Кабакова. 

По признанию директора, некоторые проекты пришлось передвинуть на осень: например, выставку, посвященную 90-летию Павла Никонова. Кроме того, 11 ноября должна открыться масштабная выставка «Многообразие / Единство. Современное искусство Европы. Москва. Берлин. Париж». Зрители увидят произведения более 80 художников, в том числе Ансельма Кифера, Маурицио Каттелана, Георга Базелица и Ильи Кабакова. На декабрь передвинули выставку «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» (она должна была открыться на два месяца раньше). Этот проект Третьяковка готовит совместно с государственными художественными собраниями Дрездена. Наконец, во второй половине декабря должна стартовать выставка Роберта Фалька. А вот выставку современного индийского искусства, намеченную на июнь, решили презентовать лишь следующей весной.

Рассказали и о новых правилах посещения. По словам Татьяны Мрдуляш, билеты нужно будет заранее приобрести на сайте Третьяковской галереи. Вход будет по сеансам: каждый «вместит» не более 100 человек, а на временных выставках — и того меньше. В Третьяковке всерьез задумались об эпидемиологической безопасности — в частности, были установлены специальные рециркуляторы воздуха. Но, безусловно, потребуются и меры индивидуальной защиты: администраторов, смотрителей, контролеров билетов обеспечат индивидуальными прозрачными экранами. И, конечно, всех — и сотрудников, и посетителей — обяжут носить маски и перчатки. А еще в музее разработали специальные маршруты посещения выставок: зрителям обещают навигацию и таблички. Впрочем, от маршрута можно отклониться — если захочется вернуться к полюбившейся картине.

Все эти месяцы работники Третьяковки продолжали заботиться о коллекции. Как рассказала Татьяна Городкова, по экспозиционным и выставочным залам дважды в день совершали обход, и после каждого обхода выключали свет — чтобы произведения, особенно хрупкая графика, могли «отдохнуть». Хранилища и реставрационные мастерские «вскрывали» еженедельно, чтобы проконтролировать состояние произведений и самих помещений. Заодно успели отремонтировать залы Айвазовского и Шишкина в Лаврушинском переулке. А вот на Крымском Валу продолжается капитальный ремонт кровли: здесь временно демонтировали постоянную экспозицию авангарда — от Кандинского до Малевича (залы 11–14), потому что работы можно вести только над пустыми залами. Когда ремонт завершится, картины вернут на место. 

Мировой локдаун привел к тому, что некоторые произведения из собрания оказались отрезаны от музея — они «застряли» на выставках, в том числе зарубежных. Впрочем, сегодня почти все работы вернулись домой. В том числе — более 70 произведений Наталии Гончаровой, участвовавшие в выставке в Художественном музее Атенеум в Хельсинки. Как рассказала Татьяна Городкова, впервые за многие годы упаковка произведений на территории принимающей стороны проходила без участия специалистов Третьяковки — финских коллег консультировали дистанционно. В итоге работы были успешно доставлены в Москву.

— Вернулись и 5 произведений Александра Бенуа, они экспонировались в музеях Версаля, — отметила Городкова. — А также 73 произведения, которые участвовали в выставке кинетического искусства в санкт-петербургском Манеже. Пока за рубежом, в Милане, осталась только одна картина — это произведение Александра Иванова. Итальянские организаторы продлили выставку, и мы пошли им навстречу.

Закрытая на карантин Третьяковка активно развивала digital-направление. В итоге трудоемкий и дорогой процесс принес свои плоды: первый сезон онлайн-проекта «История одного шедевра», состоящий из 18 выпусков, собрал 3,6 млн просмотров. Число подписчиков образовательного портала «Лаврус», запущенного в декабре 2019-го, увеличилось в шесть раз, а число подписчиков на YouTube — более чем в три раза. Фильм «Третьяковка со Шнуром» на ресурсах галереи посмотрело почти 800 тысяч человек. И теперь, похоже, музей вошел во вкус — несмотря на скорое возвращение в офлайн. В сентябре публику обещают познакомить с новым онлайн-ресурсом, который подробно, на двух языках, расскажет о собрании ГТГ.

Фото на анонсе: Александр Авилов / АГН «Москва»