Надежда глазами мировых фотографов

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

18.02.2020


В Москву привезли финалистов международного фотоконкурса Prix Pictet.Алексия Вебстер. Из серии «Уличные студии».

Фотоконкурс, учрежденный группой Pictet Group, был основан в 2008 году и быстро вошел в число престижных фотографических смотров. Призовой фонд составляет 100 тысяч швейцарских франков, участие принимают сотни авторов со всего мира, а церемония награждения проходит в британском музее Виктории и Альберта. Работы финалистов — тех, кто вошел в шорт-лист, — отправляются в турне: например, кадры, приехавшие в этот раз Москву, уже успели побывать в Цюрихе и Токио.

Цикл премии составляет не год, как у большинства конкурсов, а 18 месяцев. Каждый раз придумывается новая тема, которой должны соответствовать снимки, участвующие в конкурсе: нынешняя звучит просто — «Надежда». Общее количество участников в сезоне 2018-2019 превысило шесть сотен, а в финал вышли лишь 12 авторов: их произведения могут увидеть гости Музея-усадьбы Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной. Выставка открылась в рамках параллельной программы XIII Международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2020». Директор Prix Pictet Майкл Бенсон рассказал «Культуре»:

— Участники должны представить серию кадров, рассказывающих «цепляющую» историю. У нас акцент именно на сторителлинге. Авторы фото подталкивают зрителей к размышлению о мировых проблемах — экологии, изменении климата. Но главное, они не диктуют публике, что думать, — просто рассказывают историю, позволяя каждому сделать свои выводы. Кроме того, фотографы должны найти баланс между искусством и репортажем. Обычное соотношение — 50 на 50. Кто-то, как Робин Роуд, прежде всего известен как современный художник. А некоторые, например Шахидул Алам, как журналисты.
Шахидул Алам. «Она продолжает улыбаться».

Известные конкурсы, например World Press Photo, нередко делают акцент на социальной тематике кадров: победителями становятся фото, снятые в месте боевых действий, сложные для восприятия. Prix Pictet также обращается к острым проблемам, но обходится без кровавых сцен.

 Непростую историю можно рассказать без шок-контента: пример тому — серия Шахидула Алама из Бангладеш, посвященная Хаджере Бегум, в детстве пережившей насилие и занимавшейся воровством и проституцией. Хаджера нашла в себе силы не только начать новую жизнь, но и протянула руку помощи брошенным детям. Основала приют: в пяти маленьких комнатках живут 30 воспитанников. Здесь нет и намека на ремонт в привычном понимании, алфавит чертят мелом прямо на полу. Но главное — дети получили шанс на домашнюю жизнь, кто-то даже отправился в престижную школу-пансионат (деньги на обучение собрали в соцсетях): шанс, которого не было у самой Хаджеры.
Росс макдонел. «Конечности».

Не менее драматична серия ирландца Росса Макдоннелла. Его снимки сделаны в госпитале в афганском Джалалабаде. Макдоннелл фотографировал искусственные конечности, оставленные в больнице пациентами, получившими от Красного Креста индивидуально изготовленные протезы. С одной стороны, эти кадры — реалии страны, где никак не установится мир. С другой — автор показывает, что люди, лишенные ног, учатся жить со своей болью и даже самовыражаются: могут разрисовать искусственную ногу золотыми звездами или обуть ее в причудливый башмак. В этих кадрах много боли, но не меньше — надежды, а также умения радоваться в самых непростых обстоятельствах.Айвор Прикетт. Из серии «Конец Халифата».

Пожалуй, самые безжалостные снимки сделаны другим ирландцем, Айвором Прикеттом, запечатлевшим разрушенный иракский Мосул. Женщина, одиноко сидящая около руин собственного дома, под обломками которого погибли ее сестра и племянница; беженцы, выстроившиеся в ряд… Однако в этих работах побеждает художник, а не репортер: кадры совершенны с художественной точки зрения — в частности, ювелирно выстроена композиция.

В некоторых сюжетах социальные темы прорабатываются более тонко. Например, южноафриканский фотограф Робин Роуд запечатлел полуразрушенную стену в опасном квартале Йоханнесбурга. Жители этого района выброшены на обочину жизни, лишены перспектив. По инициативе Роуда стену разрисовали яркими геометрическими фигурами. Фотограф привлек к работе местную молодежь — в качестве ассистентов, попытался привить им вкус к творчеству и показать, как можно преобразить городскую среду. Американка Джанелль Линч придумала и вовсе необычный проект: на ее фотографиях запечатлены растения, которые «тянутся» друг к другу. Тем самым Джанелль хотела показать взаимодействие всех форм жизни и напомнить о необходимости каждого человека переосмыслить свое отношение — и к людям вокруг себя, и ко всему живому.Джоана Чомали. Из серии «Все будет хорошо».
 
Победительницей конкурса стала уроженка Кот-д'Ивуара Джоана Чомали: первый автор в истории конкурса, сделавший фотографии на «Айфон». Ее кадры фиксируют жизнь курорта Гран-Басам через три недели после террористической атаки, случившейся 13 марта 2016 года. Тихий городок полон горя и тоски — Джоана не решилась достать фотоаппарат и снимала одиноких прохожих на мобильный телефон. А потом распечатала фото на холсте и расшила каждый снимок яркими разноцветными нитками — пытаясь справиться с нахлынувшими чувствами. Для нее арт-проект стал своеобразной терапией. Бытовые сценки под стежками совершенно преобразились: получилось нечто вроде волшебного ковра. А его узоры — мир, где нет бессмысленной, нелепой смерти, но зато есть надежда.

Фото на анонсах: Маргарет Кортни-Кларк «Их жизнь»; Робин Роуд «Вечнозеленый».
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже