Монсе Агер: «Дали называл себя спасителем искусства»

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

23.01.2020

28 января в ЦВЗ «Манеж» откроется масштабная выставка Сальвадора Дали «Магическое искусство». «Культура» побеседовала с куратором Монсе Агер, директором Музеев Дали фонда «Гала — Сальвадор Дали».

культура: Вы были знакомы с Дали?

Агер: Да, впервые встретились в 1986-м. Меня представил Антони Питксот, художник и близкий друг Дали. Мэтр любил сидеть в своей спальне в башне «Галатея», возведенной в его родном городе Фигерасе. Оттуда ему был хорошо виден его музей — Театр-музей Дали. Наши отношения носили профессиональный характер. Я читала ему журналы и книги — например, «Историю времени» Стивена Хокинга. Меня поражал взгляд Дали — умный, любознательный.

культура: Московская выставка будет огромной — более 180 работ. Зрители увидят все периоды творчества?

Агер: Именно так. Мы с Михаилом Овчинниковым, первым заместителем директора Музея Фаберже, хотели, чтобы посетители познакомились с эволюцией Дали, с его личностью и работами, с тем, как он представлял реальность. И чтобы увидели: метод Дали куда шире сюрреализма. Художник всегда хотел изобразить реальность, увиденную его глазами, — одновременно подлинную и воображаемую, но все-таки реальность. Как однажды заявил сам мэтр, «мы предлагаем зрителям возможность побывать в голове Дали».

культура: Выставка откроется в «Манеже». Подойдет ли такое большое, даже безликое пространство для работ Дали? Не лучше ли показывать их в камерных музеях — как, например, в парижском, на Монмартре?

Агер: «Манеж» предлагает множество возможностей для демонстрации работ художника. Это место умеет «подстраиваться» под произведения. Ретроспективу готовим тщательно. Особый упор сделаем на связях между искусством и наукой, на «ядерном мистицизме» и важности оптических эффектов в творчестве Дали. Возможно, отдельно остановимся на технике — в живописи, графике.

культура: Почему художника интересовали оптические иллюзии?

Агер: Он мечтал выйти за пределы живописи. Мир грез не стеснен рамками двух измерений. Дали интересовали технологические инновации. Он хотел «встряхнуть» зрителей и сделать так, чтобы публика поверила: существуют другие реальности, ведь рациональный взгляд далеко не единственный. Особенно Дали привлекало третье измерение. Он экспериментировал с анаморфозами, стереоскопическими изображениями и голограммами.

культура: Есть ли на выставке раздел, посвященный русской жене Дали, Гале?

Агер: Мы не могли не рассказать о ней. Она — муза, преданная сторонница мэтра, их отношения с Дали напоминали симбиоз. Ни одна его выставка не может обойтись без упоминаний о Гале. Это образованная русская женщина, участница интеллектуальных и художественных кругов, общавшаяся в том числе с сюрреалистами. Женщина, которая, как говорил Дали, спланировала весь его успех.

культура: Откуда возник интерес художника к балету?

Агер: Его привлекала сценография, конструирование пространств. Дали мечтал попробовать себя в разных творческих областях, сотрудничал с балетными компаниями, особенно с «Русским балетом Монте-Карло». Первым результатом этой коллаборации стал балет «Вакханалия», вдохновленный вагнеровским «Тангейзером». Дали придумал либретто, декорации и костюмы. Его целью была «параноидальная репрезентация». Кроме того, работал над декорациями и костюмами балета «Лабиринт», основанного на мифе о Тесее и Ариадне. И наконец, участвовал в постановке «Безумного Тристана» на музыку Вагнера для «Русского балета». Дали утверждал, что это был «первый параноидальный балет, отсылающий к вечному мифу о любви в смерти».

культура: Дали много экспериментировал, но при этом ценил классиков. Почему?

Агер: Он восхищался техникой и мастерством великих мастеров прошлого. В своей книге «50 магических секретов мастерства» признавался, что считает величайшими художниками Вермеера, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Веласкеса и современных авторов вроде Пикассо. Дали стремился к совершенству классиков. В его работах видна приверженность мастерству великих и одновременно желание найти новый путь. Мне кажется, в этом и состоит его вклад.

культура: Каким Дали видел искусство следующих поколений?

Агер: Он защищал живопись и ее будущее, при этом сам концепт живописи трактовал довольно широко. Считал, что нужно изучать искусство и историю искусства с помощью научных и технологических инноваций. И называл себя «спасителем» искусства.

культура: Считается, что Дали подделывают чуть ли не чаще других художников. Это правда?

Агер: Работы Дали, в основном это касается серийных вещей, подделывают не чаще, чем произведения других знаменитых авторов XX века. Фонд Дали был основан самим мэтром как раз для того, чтобы защитить работы и поднять их престиж. Еще 25 лет назад была создана экспертная комиссия — для проверки подлинности графических и живописных вещей. Эта комиссия аккумулировала много ценной информации. Ее члены выступают экспертами, оценивают подлинность произведений. Фонд Дали оказывает услуги экспертизы коллекционерам, галеристам, аукционным домам по всему миру. Кроме того, Фонд Дали проделал огромную работу и подготовил каталоги, в которых опубликована тысяча картин, скульптуры периода увлечения сюрреализмом и графические вещи Дали. Каталоги картин и скульптур бесплатно доступны на нашем сайте. Каталог графики скоро будет выложен.

культура: На попечении Фонда находится три музея Дали. Какую долю от общего числа посетителей составляют российские туристы?

Агер: Весьма значительную. Если говорить конкретно, россияне — вторая по величине группа иностранных туристов, приезжающих в Театр-музей Дали в Фигерасе (11 процентов от 820 тысяч посетителей) и в Замок Галы (18 процентов от 85 тысяч зрителей), а также четвертая по величине группа гостей Дома Дали в Кадакесе (4 процента от 156 тысяч человек).

На анонсах: Безумный Тристан. 1944 год.
Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры. 1978 год.
Фото предоставлены фондом «Гала — Сальвадор Дали».