16.02.2013
Девяностолетний юбилей, до которого художник не дожил всего лишь год, — дата серьезная. Сделано Курилко-Рюминым было немало, пережито-перевидено — тоже. Но экспозиция всего в двух залах на Пречистенке кажется избыточной. Картины шпалерной развеской, графика, начиная с учебных рисунков 1940-х годов до самых последних, макеты и эскизы театральных декораций, наброски к костюмам, документальные материалы из личного архива…
Чествуя своего ученого секретаря и вице-президента, Академия решила выстроить мини-музей. Герой, бесспорно, его достоин.
«Живая жизнь» Курилко-Рюмина не менее интересна и важна, чем его ставшее хрестоматийным творчество. Потомок старинных дворянских родов с надменной двойной фамилией (Рюмин он — по матери). Сын знаменитого театрального художника и истовой театралки, бравшей ребенка на спектакли чуть ли не каждый вечер. Ему на роду было написано сразу после школы поступать в театральный институт.
Но грянула война, и восемнадцатилетний Курилко-Рюмин добровольцем уходит на фронт. «Привязав веревочкой очки к ушам, чтобы не спадали», — как с героической иронией рассказывал он сам. Потом было тяжелое ранение под Курском, стоившее ему правой руки. Лечение во Фрунзе, где он начинает работать художником в Киргизском национальном театре оперы и балета. Заметьте, без профессионального образования. Только в 45-м Михаил Михайлович поступит во ВГИК на художественный факультет. Там его наставниками будут Федор Богородский и Юрий Пименов, классики того, что ныне огульно называют «соцреализмом». И питерский аристократ приобщится к советской школе живописи.
Надо сказать, что в списке спектаклей, оформленных Курилко-Рюминым, «советских» не так много. Зато есть постановки по Артуру Миллеру и Джерому Д. Сэлинджеру. И его сценические находки — с двойными занавесами, косыми кулисами, исключительно архитектурной проработкой пространства — сделали бы честь любому западному театру. Фантазия Курилко-Рюмина была безграничной, как и спектр интонаций — от трагической в «Гамлете» и «Пиковой даме» до откровенно шутейной в каком-нибудь «Табачном капитане». Всего им было оформлено более 200 спектаклей по всему СССР и странам «соцлагеря». Такое наследие в форме эскизов и макетов не вместит ни один музей. Причем для художника любой эскиз был самоценным произведением, что очень чувствуется на нынешней выставке.
Он вообще был отменным живописцем «коровинской» школы. Легкие, прозрачные пейзажи, сделанные во Франции, Греции, Хорватии или под Боровском и в Тарусе — украшение выставки «Сотворивший чудо».
Ее пафосный заголовок — парафраз названия пьесы «Сотворившая чудо» по Уильяму Гибсону, одной из последних театральных работ художника 1990-го года. Но долгая творческая жизнь Михаила Михайловича Курилко — в самом деле чудо, которое нам еще предстоит оценить.