14.03.2019
Парадоксальным образом этот выходец из глухой провинции, плоть от плоти народа, стал известнейшим портретистом, о чьем мастерстве ходили легенды. Люди из высшего света стремились заполучить свое изображение кисти Репина. Сегодня мы знаем множество таких портретов, хотя на протяжении почти всего ХХ века большинство из них прятали в запасниках советских музеев. Только на выставке 1994 года в той же Третьяковке мы увидели лица аристократов и даже императорской четы, запечатленные Репиным.
Казалось бы, давно разрушились преграды на пути зрителя ко «всему Репину», возникла широкая панорама его творчества. Однако, как выясняется, музеям и теперь есть чем удивить. Обширная часть наследия художника хранится за рубежом, поскольку живший в дачной Куоккале Репин после революции оказался на территории отделившейся от империи Финляндии. Многие полотна классика впервые доставлены в Москву. Так, несмотря на пропаганду репинского творчества, советский зритель не мог увидеть «Автопортрет за работой», написанный в 1915 году по заказу Игоря Грабаря, тогдашнего директора Третьяковской галереи, однако по неясным причинам так и не приобретенный в собрание музея. Впоследствии хрестоматийный холст оказался в Чехословакии, где он десятилетиями не покидал запасника Национальной галереи в Праге. Московская публика смогла увидеть «Автопортрет» только на выставке в Третьяковке в 1994-м, как и «Портрет матери художника», созданный в 1867 году и также хранящийся в пражской галерее.
Как обычно на персональных выставках, тут показаны лучшие работы мастера, охватившие период с начала 1870-х по конец 1920-х годов. В огромной экспозиции на трех этажах Новой Третьяковки — более 170 живописных и 130 графических работ из 28 музеев и 7 частных коллекций. Тут и хрестоматийные «Царевна Софья» и «Бурлаки на Волге», «Не ждали» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»...
К подготовке нынешней экспозиции подошли серьезно. Приняты меры безопасности: полотна на выставке оснащены персональными датчиками. Об особенном характере новой репинской ретроспективы «Культура» расспросила куратора проекта — заведующую отделом живописи второй половины XIX — начала XX века ГТГ, доктора искусствоведения Татьяну ЮДЕНКОВУ.
культура: В 1994 году выставка Репина заново открыла многие грани этого, казалось бы, хорошо известного художника. В чем отличия сегодняшнего подхода к осмыслению творчества классика?
Юденкова: С тех пор прошло 25 лет, и я уверена, что наша оптика значительно изменилась. Теперь мы по-другому видим и чувствуем искусство XIX века. Таким образом, нынешняя выставка Репина актуальна тем, что в его работах мы находим отражение истории своей страны, самих себя, судя о России по его современникам и сравнивая себя с ними. Наша Россия — продолжение той, что писал Репин. Многие вещи, которые были злободневны в его время, воспринимаются сегодня остросовременно. В творчестве художника есть некое «зерно», которое одновременно повествует о событиях его времени — и о вечном.
культура: Что нового из наследия Репина мы увидим на сей раз? Всегда особенно интригуют мало знакомые произведения. Какие открытия ждут московского зрителя?
Юденкова: Воедино собраны ранние и поздние вещи, как из постоянной экспозиции ГТГ и Русского музея, так и те, что хранятся в регионах, в частных коллекциях и за рубежом. Среди них завершающее ретроспективу полотно «Гопак» — одна из последних масштабных работ Репина. Яркая, эффектная и жизнеутверждающая, она служит свидетельством того, что и на склоне лет художник не утратил любви к жизни и интереса к цвету. Это мажорный акцент, раскрывающий мировоззрение мастера.
Очень интересно увидеть в Москве еще одно крупноформатное и тоже позднее полотно «Крестный ход в дубовой роще» из музеев Чехии, специально подготовленное к показу тамошними реставраторами. Любопытно, что задумана эта картина была раньше, чем широко известный «Крестный ход в Курской губернии», но закончена гораздо позже, а потому колоритно демонстрирует стилистику позднего творчества мастера. В 1925 году эту картину приобрел чешский промышленник Томаш Маглич. Причем это полотно совершенно ново для российской публики, так как на родине оно демонстрировалось всего лишь раз — на персональной выставке мастера в 1891 году. Уже после показа автор переписал его дважды, кардинально переработав композицию и цветовое решение! Возникает увлекающий зрителя диалог классического и позднего Репина.
культура: Вероятно, собрать воедино поздние произведения Репина трудно?
Юденкова: Чрезвычайно трудно. Они оказались рассредоточены по различным музеям в ряде стран. Эти вещи находились в «Пенатах», где Репин скончался в 1930 году на финской территории, и были поделены между его наследниками, и в результате разошлись по городам и весям. Мы очень благодарны за поддержку банку ВТБ, который помог нам осуществить весьма дорогостоящую подготовку выставки, включая транспортировку произведений из других городов России и из-за рубежа.
культура: Репин работал во многих жанрах, но, судя по выставке, с особым увлечением писал портреты...
Юденкова: Да, в экспозицию вошли около ста портретов – выстроенные в один ряд, они смотрятся очень необычно. Как вспоминал Чуковский, репинская красота отрицает красивость. Глубина и острота психологической характеристики модели, потребность и способность отразить внутренние противоречия жизни человека — это всегда присуще репинским портретам, и сейчас это очень остро считывается. Интересно, что такая черта его дарования проявилась не только в портретах. Неважно, чему посвящена картина и в каком жанре она создана, мастера прежде всего волнует психология персонажей. Например, в картине «Иван Грозный и сын его Иван» (из-за недавнего акта вандализма это полотно повреждено и не включено в выставку, его «замещает» мультимедийная инсталляция) художник демонстрирует и совершенное преступление, и вместе с тем наказание. Серьезные искусствоведы видят в этой картине евангельские мотивы, равно как и отголоски творчества старых мастеров.
культура: Мы знаем много репинских портретов, они входят в золотой фонд крупнейших музеев России, но сюрпризом оказались несколько изображений, привезенных из других стран.
Юденкова: Разумеется, выставка включила в себя наиболее выдающиеся и хорошо знакомые портреты, сугубо камерные вещи и написанные по высочайшему заказу, как «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Однако и за рубежом хранится множество замечательных образцов этого жанра в репинском наследии. Портретную галерею на выставке прекрасно дополняют экспонаты из музея Атенеум в Хельсинки. Важные работы привезены из Праги: первый президент Чехословакии Томаш Масарик собирал коллекцию «славянского» искусства, и при нем был куплен целый блок вещей из России, включая произведения Репина позднего периода и более ранние, хранившиеся в его доме.
В экспозицию вошло несколько ранее неизвестных поздних произведений. Готовя проект, сотрудники Третьяковки досконально изучили несколько томов эпистолярного наследия Репина, в том числе его переписку с Корнеем Чуковским. Письма дают представление о том, сколь остро он реагировал на события 1917 года, как волновала его судьба большевистской России... Нельзя пройти мимо поясняющего эти моменты эскиза 1918 года, хранящегося в Витебске: это острый психологический этюд — потрясающий образ солдата-дезертира. Благодаря таким открытиям выставка раскрыла по-новому и портретное творчество мастера.
культура: Сегодня Репин — безусловный классик, авторитет его личности кажется непререкаемым. Но так ли это было сто и более лет назад? Павел Третьяков активно собирал современное искусство, а в этой сфере всегда кипят споры.
Юденкова: Критика резко нападала на него, во что многим из нас трудно поверить. Репин сам писал, что настоящее признание к художнику приходит только спустя пятьдесят лет. Сегодня ясно: это личность очень цельная даже в своих противоречивых суждениях. Главное — это позиция художника в отношении искусства, правды жизни, «проклятых вопросов», которые всегда его волновали.