05.12.2018
Мастеров, прежде всего, объединяла тоска по прошлому и предчувствие скорого краха. Эскапизм вылился в увлечение театральной темой — реальностью, возникающей на сцене. Не зря же экспозиция стартовала незадолго до открытия Года театра.
В центре выставки — фигура Арлекина, ловкого плута, не только жонглирующего сердцами дам, но и заигрывающего, как положено декадентам, со смертью. Трикстер и пересмешник, он бесстрашно дразнит скелет, пока на заднем плане целуется влюбленная пара (Константин Сомов, «Арлекин и смерть», 1907). На другой картине уже сам Арлекин обнимается с хорошенькой незнакомкой в платье с пышным кринолином («Арлекин и дама», 1912): ностальгия по прекрасной эпохе нередко обозначалась с помощью костюмов. Кроме того, автор охотно прибегал к куртуазным сюжетам. Пример — полотно «Любовное письмо» (1911–1912), где помимо главной героини и ее кавалера изображено несколько флиртующих пар.
Персонажи Константина Сомова напоминали фарфоровых статуэток (недаром мастер увлекался скульптурой, несколько керамических фигурок можно увидеть на выставке), в них нет ничего от реальности, они — сама греза и нега. Как, например, «Спящая дама» (1909), грациозно прикорнувшая на кушетке. Или изображение изящной незнакомки с желтым шарфом, озаглавленное чуть претенциозно: «Эхо прошедшего времени» (1903). Наконец, портрет Елизаветы Мартыновой («Дама в голубом», 1897–1900), одной из первых женщин, учившихся в Императорской Академии художеств. Сомов мифологизирует модель, представляя ее прекрасной гостьей из прошлого. Мог ли он знать, что судьба художницы также превратится в миф? Не сохранилось картин, достоверно принадлежащих ее кисти. Нам известен лишь облик Мартыновой, запечатленный коллегами-мужчинами — Осипом Бразом и Филиппом Малявиным.
Помимо портретов — а здесь есть знаменитые изображения Блока и Кузмина — зрители могут увидеть пейзажи Сомова. Или полюбоваться иллюстрациями классика к роману Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско». Творчество Сапунова и Судейкина показано более скромно, но вполне репрезентативно. Оба мастера активно обращались к театру, в том числе — наиболее «эфемерному» гостю сцены, балету (Сергей Судейкин, «Балетная пастораль», 1906; Николай Сапунов, «Балет», 1903–1904). Экспозиция включает работы, выполненные для журналов «Весы», «Аполлон», «Золотое руно». И конечно, сами толстые фолианты — с изысканными текстами и причудливыми рисунками. Сапунов также представлен множеством набросков — любопытных почеркушек, ценных вдвойне, учитывая, что их автор погиб в 1912 году, не дожив до 32 лет. Как и Сапунов, Константин Сомов и Сергей Судейкин навсегда остались «жителями» Серебряного века — в 1920-е они эмигрировали из страны. Не желая встраиваться в действительность рубежа XIX–XX столетий, художники и после революции не захотели или не смогли покинуть зачарованную вселенную.