29.11.2017
Куратор Александра Шатских, специалист по творчеству авангардиста, привезла из региональных музеев редкие вещи. Можно увидеть, например, работы, выполненные в импрессионистической манере. В начале XX века на это тоже требовалась смелость. Юность Казимир провел вдали от столиц: в Курске, где он работал чертежником, вкусы были значительно проще, чем в Белокаменной. «Дом с верандой» (1906) — один из ранних опытов, интересный еще и тем, что живописец творил на фрагменте другой картины: из-за бедности он разрезал на части готовые холсты и писал на обороте.
В 1907 году Малевич перебрался в Златоглавую, этому предшествовало несколько неудачных попыток поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В новом городе художник обрел единомышленников, однако долго не мог найти собственный язык. В экспозиции есть рисунки, выполненные в символистском ключе: иллюстрации к спектаклю Немировича-Данченко «Анатэма» Московского художественного театра. Пьеса Леонида Андреева, рассказывающая о дьяволе во плоти, была встречена неоднозначно и вскоре оказалась под запретом. Малевич по фотографиям воссоздал мизансцены и портреты персонажей — его графику выпустили отдельным альбомом. На этом поиски не закончились: художник то ударялся в любимое «мирискусниками» ар-нуво («Городок», ок. 1908), то придумывал совершенно декоративные вещи, как отметила куратор, похожие на аппликации («Дети на лужайке», 1908).
Проект, несмотря на название, предъявляет и вполне традиционного Малевича. Отражено общение с авангардистами, благодаря которым появились хрестоматийные «крестьянские» вещи. Показано обращение к лубку: вместе с Маяковским художник делал емкие, лаконичные открытки и плакаты. Отмечен и «Черный квадрат» — правда, в экспозицию не попал ни один из четырех живописных вариантов. Вместо них — небольшой рисунок, выполненный, как утверждается, одновременно с первым «квадратом» в конце мая 1915 года. Сам Казимир Малевич датировал «прорыв» 1913-м: он нередко менял год создания на более ранний, чтобы «застолбить» права на то или иное открытие.
Мастера интересовали и вполне прикладные сюжеты. В частности, он придумал флакон одеколона «Северный» (1911). После Октябрьской революции фабрику «Товарищество Брокар и Ко» национализировали, однако стеклянную бутылочку с искусственными кракелюрами и фигурой медведя на колпачке продолжали выпускать вплоть до 1990-х.
Малевичу принадлежат также вербальные находки. Творчеству в сфере языка способствовала дружба с футуристами Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых. Художнику приписывается введение в научный обиход слова «спутник». Другой пример — забавный неологизм «планиты», созданный от «планет» и обозначающий рисунки-чертежи жилищ, в которых «земляниты» расселятся в будущем. Художников-ретроградов, привыкших работать красками и кистями, новатор называл «палитерщиками». Сам он, как многие современники, был устремлен в будущее и не ограничивался традиционной живописью. В начале 1920-х Казимир Малевич увлекся зодчеством: придумывал новые формы — архитектоны (несколько гипсовых моделей включены в экспозицию). Впоследствии, по словам Шатских, эти образы вдохновили Бориса Иофана, автора концепции «Рабочего и колхозницы». Так что выбор выставочной площадки кажется весьма удачным.
В конце жизни Малевич обратился к реализму: писал вполне классические портреты и пейзажи. Многие восприняли это как предательство идей супрематизма. Впрочем, кем бы ни был мастер, — пророком, прекрасным организатором, бесстрашным мечтателем или крепко стоящим на земле прагматиком, — он всегда оставался ищущим автором. Отсюда — невероятное стилевое разнообразие, которое демонстрирует ретроспектива. Проект заслуживает внимания и по другой причине. На выставке есть крохотное видео — буквально несколько секунд — где Малевич энергично собирает коллег для группового снимка на фоне «Выставки картин художников Петрограда всех направлений». Улыбающийся и широко размахивающий руками, он предстает не забронзовевшим деятелем авангарда, а человеком из плоти и крови, которого в умах потомков еще не заслонил «Черный квадрат».
Фото на анонсе: Александр Скворцов/Пресс-служба АО «ВДНХ»