13.10.2017
Отдельный зал посвящен вождям революции и руководителям советского государства. Канонические образы соседствуют с плакатами времен перестройки. Тут и Ленин, глядящий сквозь патину времени (Владимир Жуков, 1985), и Хрущев, обозревающий бескрайние поля в ожидании кукурузного урожая (Петр Капустин, 1988), и Горбачев, пересчитывающий потерянные республики (Савелий Лапицкий, «Узелки на память», 1990).
На выставке можно увидеть важные свидетельства «коммунистического пути»: например, денежные знаки первых послереволюционных лет. В частности, знаменитые «керенки», доставшиеся Советской власти от старого режима и выпускавшиеся номиналом 20 и 40 рублей. Их печатали листами по 40 штук в каждом, а затем разрезали вручную. Показан и «чубайсовский» ваучер на 10 000 «деревянных» для приватизации государственных и муниципальных предприятий, относящийся к артефактам постсоветской эпохи. Один такой чек стоил 25 рублей, зато за него обещали два автомобиля «Волга». Рядом — почти забытые талоны нормированного продовольственного обеспечения рубежа 80–90-х на чай, сахар, водку, которые в условиях тотального дефицита и очередей не всегда удавалось отоварить.
Бесспорным украшением экспозиции стали работы знаменитого фотографа Евгения Халдея, ровесника революции, автора известного каждому «Знамени Победы над Рейхстагом». Бесценное наследие корреспондента ТАСС, прошедшего войну от первого до последнего дня, сегодня признано классикой. В 1948-м мастер был уволен из агентства: его кадры вновь появились в центральной печати лишь спустя одиннадцать лет — сначала в «Правде», а с 1973 года в газете «Советская культура». Фото Халдея сохранили для нас обобщенный и правдивый образ народа-победителя, с энтузиазмом включившегося в восстановление страны.
Любопытна коллекция знамен из фондов ГМПИР. Например, стяг, принадлежавший железнодорожному цеху Путиловского завода, прославляет Интернационал. На нем изображена женщина в античной одежде с обнаженной грудью, с пальмовой ветвью и горящим факелом в руках, стоящая на земном шаре. Лозунг другого не может не восхищать размахом: «Да здравствуют красные соединенные штаты всего мира» (1921–1925). И уж совсем раритетом выглядит знамя с высказыванием председателя Петросовета Григория Зиновьева, автора большевистского мифа: «Красный Петроград — великий бунтовщик».
Организаторы выставки дали возможность экспонатам «заговорить своим голосом», без посредников и интерпретаторов. А посетителям — сделать собственные выводы.