13.04.2012
Это первый совместный проект ARTPLAY, частной московской институции, и коллекции из Лихтенштейна, специализирующейся на русском искусстве от XVII до начала XXI веков, прежде сотрудничавшей только с отечественными музеями.
Из Лихтенштейна на историческую родину привезли почти две сотни работ двух десятков советских фотографов. Большинство произведений хрестоматийны, большинство имен — на слуху, но есть совершенно неизвестные вещи классиков, а есть знаменитые произведения, которые считались у нас анонимными. Куратор выставки с российской стороны, знаменитый историк нашей фотографии, ее летописец-ветеран Валерий Стигнеев взял на себя труд сделать музейный проект, воспользовавшись коллекцией SEPHEROT Foundation.
Уже само название «Народная стройка СССР» — тонкая игра слов и цитат. Прежде всего, имеется в виду придуманный Максимом Горьким знаменитый журнал 30-х годов «СССР на стройке» — пропагандистское издание, ориентированное на европейскую и американскую аудиторию, над которым трудились лучшие советские писатели, журналисты, фотографы и художники. Дизайнером, как сказали бы сейчас, был Эль Лисицкий, и на выставке можно увидеть подлинный эскизный макет одного из номеров. Ну а эпитет «народная» должен намекнуть на масштабность социалистических преобразований в Стране Советов, где в самом деле строили нового человека. И немалую роль тут играла фотография, фиксировавшая каждый этап этого фантастического эксперимента, тем самым подтверждая его осуществимость.
Спортпарады и детский городок в парке «Сокольники» Александра Родченко; документация строительства Фархадской ГЭС Георгия Зельмы, похожая на раскадровку фильма «Земля» Александра Довженко; плывущие на экспорт доски Бориса Игнатовича, счастливый пионер Абрама Штеренберга — это шедевры советской довоенной фотографии, по которым до сих пор можно учить начинающих фотолюбителей. Патетически пронзительное «В атаку!» Макса Альперта 40-х годов или оптимистический «Портрет водолаза» Евгения Халдея 60-х — гимн Советской Армии, снимки, лишенные фальши красного уголка в брежневской казарме. Это все реальные следы осуществляемой Великой Утопии, победоносно-мистической Империи (фронтовые снимки — свидетельства того, что победа оказалась возможной), сказки, которая делалась былью не без помощи фотографии. Ведь фотография, если это подлинное искусство, и есть сказка в лучшем смысле этого слова. Она хоть и свидетельствует о жизни, останавливая мгновения, подчас с риском для жизни автора, но все равно передает дух времени, а не грубую фактуру. В этом смысле любой хороший снимок — это эпос, а не газетная заметка.