Москва, которую мы потеряли

Елена ЛИТОВЧЕНКО

20.04.2012

Галерея искусств Елены Зениной показывает в ЦДХ ретроспективную выставку Николая Горлова (1917–1987), приуроченную к 95-летию со дня рождения живописца.

Вам доводилось видеть кремлевские соборы в окружении буйной, словно в лесу, багряной растительности («Осень в Кремле»)? Или высотку на Садово-Кудринской без привычного каменно-асфальтового окружения («Пруд в Парке Павлика Морозова. Площадь Восстания»)? А как выглядела Собачья площадка, помните?

Многие фрагменты облика нашего города остались ныне только на полотнах Николая Горлова — тонкого портретиста и пейзажиста милостью Божией. Художник оставил множество самых разных видов любимого города — от небольших этюдных работ до масштабных холстов. На них предстает та Москва, которую мы уже никогда не увидим — здания, ставшие историей.

В экспозицию «Москва семидесятых» включены около ста работ, созданных в период 1950–1970 годов. Их смысловую доминанту можно определить как светлую умиротворенность. Безмятежно-патриархальны лебеди в пруду ЦПКиО имени Горького, пустынно-спокойная Смоленская набережная с серой доминантой здания МИД. Тихое первозданное Замоскворечье. Даже Триумфальная арка на Площади Победы, расположенная аккурат посреди сумасшедше-напряженной правительственной трассы, в окружении вазонов с цветами и гуляющих мамаш излучает у Горлова благоденствие и покой. Что говорить о панорамных видах столицы, запечатленных из окна его московской квартиры. На них даже плохой погоды никогда не бывает.

Живописец страстно впитывал окружающий мир, пропускал через себя, и на выходе получались напоенные воздухом леса, широкие могучие реки, глубоко дышащая морская стихия, залитые светом городские панорамы. Лирический герой этих полотен — сам художник, живущий свободно, спокойно, цельно, с азартом занятого любимым ремеслом человека. Таким, по словам внучки художника Татьяны Горловой, Николай Николаевич был и в жизни: «Крупным, сильным, жизнерадостным, открытым и щедрым. Жил на широкую ногу, не экономил. Хоронить его собралось около двухсот человек. И очень много трудился. Ни дня без дела. Постоянно рисовал — более тысячи работ оставил. И живопись его всегда востребована, в любые кризисы».

Он родился в Омске в 1917-м. Воспитывался в детдоме. Бежал в Москву «на слона посмотреть». Путешествие совершал в ящике под железнодорожным вагоном. По дороге замерз. Ступил босыми ногами на теплые доски московского перрона и возрадовался жизни, расслабился. Тут-то и почувствовал на плече чужую сильную руку, обернулся: чекисты! В итоге оказался в трудовой коммуне имени Дзержинского, был зачислен в оркестр барабанщиком и в изостудию, где пристрастился к рисованию. К середине 30-х создал ряд живописных и графических работ на тему из жизни беспризорников и пейзажи окрестностей коммуны. Работы демонстрировались на выставке в Москве. Когда их увидел Игорь Грабарь, директор института имени Сурикова, он без экзаменов зачислил воспитанника коммуны на второй курс. Учился Горлов у больших мастеров — Бориса Иогансона и Сергея Герасимова. Диплом писал под личным руководством Грабаря и уже в следующем году был принят в Союз художников.

По словам галериста Елены Зениной, Горлов получил наибольшую известность как автор пейзажей: «Его красочная, пастозная, с тактильно ощутимой фактурой живопись всегда пользовалась большим успехом. Его с удовольствием покупали европейские и американские коллекционеры, хлынувшие в Россию в начале перестройки, и уже в конце 1980-х картины Горлова стали появляться на торгах французских аукционных домов. Но и на Родине его работы являются украшением многих музейных и частных собраний». Причиной такой стабильной востребованности является спокойно-светлое, жизнерадостное ощущение жизни. Многие ностальгируют по навсегда ушедшей умиротворенности, по «застойной», но стабильной и понятной жизни. А тонкие цветовые градации и яркие колористические акценты придают его полотнам неповторимое очарование, за которое художник столь почитаем ценителями живописи.