16.11.2013
В экспозицию вошли картины разных лет — от брутальных экспрессионистских портретов тридцатилетней давности до больших многофигурных иронических композиций последних лет. А также полуабстрактные объекты из камня и металла.
Творения Лубенникова-оформителя ежедневно видят москвичи и гости столицы. Металлические конструкции на фасаде Театра на Таганке, гравюры на металле станции метро «Сретенский бульвар», мозаики на своде нового выхода с «Маяковской». Холсты же были хитами московских молодежных выставок 80-х и эмблемами «левого МОСХа». Картины последних лет по-прежнему энергичны, полны доброго юмора, не лишены гедонистической фривольности и при этом истинно российской метафизики, где в каждой мельчайшей бытовой детали зияет хайдеггеровский «просвет бытия».
Бесконечные символические «нюшки» или натюрморты из самых заурядных вещей — от гвоздей и рыболовных принадлежностей до стакана с живительным напитком и бутерброда с колбасой, сделаны с очевидной отсылкой к эстетике лубка. Условность форм, заигрывание с примитивом, даже вкрапления вязи текста в картинную плоть, неистребимый оптимизм — все это родовые черты народного искусства. Уроки которого помножены на знание европейского модернизма франкофоном Лубенниковым.
Он не просто рисует, но рассказывает бесчисленные истории, финалы которых оставляет открытыми. И предоставляет зрителю домыслить сюжет. Может, только в этом художник нарушает законы лубка с его завершенным повествованием.