09.11.2013
Долгое время его вспоминали лишь как одного из учеников Кузьмы Петрова-Водкина. Но Леонид Чупятов не просто развил концепцию сферической перспективы мэтра и усовершенствовал его «науку видеть», но «довел до экстрима идеи мастера», как пишет в каталоге Александр Боровский. Ученик пытался превзойти учителя, сочинив трактат-манифест «Путь подлинного реализма в живописи», в котором сформулировал «закон относительного смотрения». И своими картинами всю недолгую жизнь маниакально пытался его доказать. Именно маниакально, доводя Петрова-Водкина до бешенства и получив от коллег прозвище «тупица». Себя же называл «фанатиком своего ремесла».
Говоря упрощенно, «относительное смотрение» — это попытка передать на холсте движение в пространстве. На одной картине предметы и фигуры даны в разных ракурсах, вещи преодолевают законы земного тяготения, а зрителя буквально засасывает внутрь изображения. Идея такова: оптика человека при движении не статична, он смотрит направо и налево, вверх и вниз, а традиционная живопись передает скованный нереальный взгляд. Освободить картину и было революционной задачей Чупятова.
И последнее. Он действительно выделялся среди коллег тем, что и в 20-е, и даже в 30-е годы активно занимался религиозным искусством, рисуя Богоматерь, ангелов и святых. Последней работой умирающего Чупятова стал «Покров Богоматери над осажденным городом» — «отражение души блокады», по словам академика Дмитрия Лихачева.