Большой стиль на скорости

Марина ИВАНОВА

01.06.2016

В столичной подземке предлагают по-новому посмотреть на то, что видишь каждый день: здесь теперь работает Экскурсионное бюро «Метротур» — совместный проект метрополитена и Музея Москвы.

О «самом красивом метро в мире» рассказывают на нескольких языках — русском, английском и даже китайском. Экскурсии на выбор: обзорные и тематические, для школьников и взрослых, индивидуальные и групповые. Среди них — «Путешествие в царство света», «История, мифы и легенды нашего метро», «Застывшая музыка», «Под землей сквозь годы» и «Как мы строили метро», кстати, так назывался сборник-альманах, повествующий о создании подземной железной дороги. Интересно, что запуск первой линии состоялся 15 мая 1935-го, а выход книги — 21 июня того же года, то есть летопись велась одновременно со строительством. Увековечить героический труд было не менее важно, чем представить результат. 

Открытие новой транспортной магистрали столица встретила с восторгом: на предприятиях прошли митинги, а в кинотеатрах показали картину Лидии Степановой «Есть метро». Откликнулись и литераторы: Ильф и Петров опубликовали в «Правде» фельетон под лаконичным заголовком «М». Авторы «Золотого теленка» сообщали: «В ближайшие дни многоопытные московские пассажиры — люди, испытавшие великие трамвайные страсти, закалившие свое тело и душу в битвах у автобусных подножек и в схватках с жадными грязными извозчиками, — спустятся в метро... Как же будут вести себя здесь наши старые знакомые, многоопытные москвичи, жертвы трамвая и своего собственного темперамента? Возможно, что на поверхности земли, где-нибудь на трамвайной остановке, они еще некоторое время останутся верны себе, будут по-прежнему ссориться и попрекать друг друга мягкой шляпой... Под землей же, несомненно, восторжествуют мягкость нравов, необыкновенная вежливость и даже радушие. — Не толкнул ли я вас локтем, бабуся? — Нет, нет, голубчик! Ведь ваш локоть от меня на целый метр...» Жаль, что шутливому предсказанию так и не суждено было сбыться...

Первая линия московского метро протянулась от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Кстати, остановки тогда не объявляли — традиция появилась лишь в декабре 51-го. А поначалу многие и не запоминали названий. Или путали. Скажем, в 1935-м журнал «Огонек» окрестил «Библиотеку имени Ленина» «Ленинской библиотекой». Впрочем, это не так уж и важно, главное — оформление всех платформ было разным. «В отличие от европейского и американского метро каждая станция в Москве наделена своим архитектурным лицом, — сообщалось в газете «Правда» в день открытия столичного сабвея. — И в то же время все подземные вестибюли и залы говорят об одном и том же архитектурном взрыве, несут на себе яркую печать одного стиля».

В 30-е стилем этим был ар-деко. Яркий тому пример — «Комсомольская»-радиальная. Именно с нее вы начнете вдумчиво осматривать подземку, если пойдете на обзорную экскурсию «Метротура». Подвиг комсомольцев — строителей метро увековечили: капители колонн украшены эмблемой КИМ (Коммунистического интернационала молодежи). Отныне на метростроевцев перестанут смотреть как на дешевую рабочую силу, профессия обретет престиж. 

Совсем из другой «оперы» — «Комсомольская»-кольцевая. Введенная в строй в 1952 году, она — апофеоз сталинского ампира: стиля, превратившегося в визитную карточку московского метро. Помпезный и торжественный, он рассказывал о достижениях страны и напоминал о триумфе в Великой Отечественной. Тема Победы стала основной в оформлении станции. Потолок решили украсить мозаичными панно, воспевающими полководцев прошлого. Создатели руководствовались словами Сталина, произнесенными на параде 7 ноября 1941-го: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!»

Мозаики авторства Павла Корина на «Комсомольской» как раз и показывают перечисленных Сталиным исторических деятелей. Так, первое панно посвящено Александру Невскому — в данном случае исключительно воину, а не святому. Впрочем, художник Корин, потомственный иконописец из Палеха, христианскую тему обойти не мог. На знамени за спиной князя он изобразил огромный лик Спаса — правда, половину образа богомаз закрыл складками ткани. Присутствует Христос и на мозаике, запечатлевшей Дмитрия Донского. Мастер тут прибег к той же уловке — поместил на Куликовом поле хоругвь с Иисусом.

Отдельное панно отдали «победоносному знамени великого Ленина». Сегодня мозаику не узнать: в период борьбы с культом личности отца народов с нее виртуозно убрали, а вождя мирового пролетариата поместили на трибуну — теперь он держит речь перед солдатами. Исчез Сталин и со знамени, которое красноармейцы водружают над Рейхстагом, — еще одна мозаика на «Комсомольской». А на панно «Триумф Победы» выступающего на Мавзолее генсека закрыли фигурой гигантской женщины — советским аналогом Ники, — попирающей фашистские флаги.

Подобные коррективы вносились и в оформление других  станций. Например, «Белорусская»-кольцевая. Изначально на одной из мозаик на потолке три мастерицы вышивали портрет генералиссимуса. Будете на станции, посмотрите наверх — увидите ткачих, работающих над орденом Трудового Красного Знамени. И вообще, почаще разглядывайте московское метро — оно по-прежнему самое красивое в мире.