В чем фишка, брат?

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

01.06.2016

Галерея «Наши художники» представила финальную часть проекта, начатого еще в прошлом году. «2 Стенберг 2. Продолжение» — это выставка, посвященная пионерам советского киноплаката. 

Авторы русско-шведского происхождения, братья Владимир и Георгий Стенберги, вошли в историю как уникальный тандем. За короткое время — а Георгий трагически погиб в 1933 году (его, управлявшего мотоциклом, задел грузовик) — они успели сделать немало. И трудно вообразить, сколько могли придумать еще: недаром Владимир говорил о смерти брата как о самом страшном ударе в жизни, а их дуэт, названный на цирковой манер «2 Стенберг 2», считал реальным и существующим до конца своих дней. 

Главным совместным достижением художников стали постеры к фильмам, отличавшиеся от плакатной эстетики 1920-х. Авторы манифеста конструктивизма быстро «переболели» лубком, который одинаково обожали и представители русского авангарда, и Владимир Маяковский. «Русские шведы» выработали собственный стиль: эффектный, броский, яркий.

Нынешняя экспозиция состоит из 58 работ. Здесь можно увидеть все, за что ценятся их плакаты: например, эксцентричные крупные планы. Художники редко использовали фотомонтаж: в основном они предпочитали рисовать лица от руки, придавая им невероятное портретное сходство. Иногда выбирали совершенно не выдающийся кадр, чем-то их зацепивший. Многие работы вдохновлены эстетикой фильмов. Например, плакат к ленте Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», где надписи складываются в концентрические круги, напоминающие закрывающуюся диафрагму. Или постер к «Броненосцу «Потемкин» со скрещенными стволами корабельных пушек.

Впрочем, нередко Стенберги давали волю воображению, особенно если дело касалось проходной «фильмы». Кроме того, они изобретали любопытные фишки. Скажем, один и тот же персонаж мог перекочевывать с плаката на плакат: изображение актера Ричарда Толмеджа — улыбающееся лицо в кепке — украшает не только постер ленты «Папашин сынок», но и афишу кинокомедии «Ловкие дельцы». Братья превращали рисунок в знак, делали его элементом изобретенного ими языка. Еще одна находка — смеющиеся люди на плакате «Девушки с коробкой», опередившие американские ситкомы с закадровым смехом. Они словно подсказывают зрителю: вас ждет веселое кино.

А сколько идей Стенберги привнесли в дизайн, работу с цветом... И даже их знаменитая подпись, как обнаружилось при подготовке экспозиции, все время получалась разной, поскольку делалась от руки — цифры то прилипали к фамилии, то отделялись от нее пробелом. Иногда к тандему присоединялся Яков Руклевский — и тогда она приобретала вид треугольника. В общем, молодому советскому кино, переживавшему период бурного роста и, как все подростки, тяготевшему к экспериментам, очень повезло с конгениальными ему художниками.