06.11.2015
Встречает посетителей огромное произведение «II Конгресс Коминтерна» (1924) Исаака Бродского — одного из самых успешных официальных живописцев. Оно создано с явной оглядкой на учителя художника, Илью Репина, точнее, на его шедевр «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1903). Экспозиция убеждает: несмотря на то, что в 1917-м произошел мощный социальный и культурный перелом, старый мир вовсе не был разрушен, а сакральное никуда не исчезло — ни из искусства, ни из жизни. Даже такой новатор, как Петров-Водкин, чья картина как бы противопоставлена официальным авторам вроде Бродского и Василия Ефанова, опирался на христианскую символику. В фигурах его уставших красноармейцев («После боя», 1923) читается явный намек на «Троицу» Андрея Рублева.
Экспозиция разбита на 12 разделов, что тоже выглядит как библейская аллюзия. В зале, посвященном Великой Отечественной войне, показаны знаменитое «Письмо с фронта» Александра Лактионова (1947) и жертвенное полотно Сергея Герасимова «Мать партизана» (1943). Другая тема — «Территория счастья» — открывается «Раздольем» Александра Дейнеки: изображением бегущих по косогору спортсменок (1944). Здесь также представлены «Утро испанских пионеров в летнем лагере» (1939) от мастера старой школы Петра Кончаловского и «Женщина в гамаке» (1934) Юрия Пименова: безмятежная брюнетка в красном купальнике.
На выставке почти нет проходных произведений: в каждом разделе — шедевры. Тема спорта не обошлась без Самохвалова и Дейнеки. Другой «пунктик» Страны Советов — стремление преодолеть земное притяжение (в том числе оторваться от быта) — представлен дирижаблями Александра Лабаса. Небольшой раздел, посвященный Востоку, украшен фруктово-овощным натюрмортом Мартироса Сарьяна. А в зале портретов (этот жанр обрел второе дыхание в середине 1930-х) можно полюбоваться на вкушающего яства Алексея Толстого (кисти Петра Кончаловского) и знаменитое полотно Исаака Бродского «К.Е. Ворошилов на лыжной прогулке» (1937). Художник долго уговаривал наркома позировать, однако в итоге удовлетворился статистом. Любители «сталинской» архитектуры тоже не почувствуют себя обделенными: для них есть небольшой раздел с проектом Дворца Советов и макетом «Рабочего и колхозницы».
Толпа, наводнившая экспозицию в день открытия, показала: интерес к искусству того времени силен. А значит, пора, отбросив политические споры, посмотреть на советскую живопись с академической точки зрения. Этого же, кстати, хотелось бы пожелать и организаторам, составившим эмоциональные подписи про «советскую идеологию», предваряющие разделы выставки. Куда демократичнее было бы позволить зрителям самим общаться с картинами, а через них — с эпохой.