График-сын к отцу пришел

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

25.09.2015

В ГМИИ им. А.С. Пушкина — камерная выставка «Война и мир в творчестве Георгия и Ореста Верейских», приуроченная к столетию со дня рождения последнего. Произведения отца и сына сгруппированы тематически: в первом зале — работы, посвященные уютному быту и беззаботным путешествиям, во втором — Великой Отечественной войне.

Это была талантливая семья. Георгий Верейский, изысканный график, дружил с мирискусниками и постигал секреты мастерства под руководством Добужинского и Кустодиева. Его сдержанные, скупые по колориту работы относят к «тихому искусству» — не озабоченному глобальными проблемами и замкнутому на своем маленьком мирке. Кроме того, Верейский-старший считается мастером портрета, и выставка подтверждает это мнение. Особенно хороши изображения сыновей. На одном рисунке — беззаботный вихрастый мальчишка, на другом — грустный ребенок, прикорнувший на кровати. На третьем — уже изящный лукавый подросток. Эти и другие произведения, среди которых есть несколько женских портретов, напоминают чуть изломанную, декадентскую графику модерна. Здесь же можно увидеть работы совсем другого стиля: дымчатые, монохромные, чуть дрожащие, нередко выполненные восковым мелом, как, например, «Силуэты перед окном» (1928).

Верейский-младший тоже мастерски изображал людей: это доказывает портрет Твардовского, включенный в экспозицию. Однако в итоге художник выбрал иллюстрацию. На выставке представлены филигранные рисунки к поэме «Василий Тёркин» (тушь и акварель). Образ главного героя художник искал долго: сделал море набросков, но каждый раз чувствовал — не то. Пока, наконец, не встретил молодого поэта из армейской газеты — улыбчивого, добродушного Василия Глотова, идеально подошедшего на «роль» Тёркина.

В мирное время Орест Верейский много путешествовал и привозил из поездок зарисовки, демонстрировавшие острую наблюдательность и лирическую одаренность. Однако поэзия в этих работах — как и у его отца: нежная и тихая.